А судьи кто? И судят что? О конкурсах, предвзятости и неформате
Вход
Регистрация

А судьи кто? И судят что? О конкурсах, предвзятости и неформате

12.09.2016
4820
#Ликбез

Портал Artist.ru собрал за круглым столом артистов, которые знают об участии в различных конкурсах и проектах не понаслышке. Дискуссия получилась очень бурной, потому что есть что обсудить: непонимание критериев оценки, отсутствие в жюри компетентных специалистов, вопросы по организации. Что думают артисты о конкурсах – читайте в нашем материале.

Участники круглого стола:
Скрипичный дуэт V-Play – Светлана и Анастасия
Группа «Радио Juice» – Ирен
Группа «Виниловый рай» - Наиль и Влад
Ведущий, вокалист, организатор Владислав Ким
Мастер песочной анимации Елена Кадырова
Вокалистка Олеся Рублёва
Вокалистка Katya Slok
 

КАКОВА ЦЕЛЬ?

Модератор: Коллеги, для чего вы участвуете в конкурсах? Какие цели и задачи преследуете?
Светлана: На местных конкурсах мы, прежде всего, обыгрываем новую программу, смотрим, как реагирует публика.
Анастасия: Если говорить об узкопрофессиональных конкурсах, то задача – показать себя, получить звание, от него увеличиваются надбавки, повышается разряд, если ты преподаватель. Также имиджевая составляющая: на концертах объявляют твои звания.
Владислав: Прежде чем принимать участие в конкурсе, нужно изучить Положение и сопоставить со своими целями. У нас много проводится конкурсов ради конкурсов, либо они коммерческие. На них артист не получит профессиональный рост.

 

Светлана: Всё верно, это бизнес, построенный на амбициях артистов.
Ирен: Скажу от лица кавер-группы. Коллективы создаются в большинстве своем для зарабатывания денег, это коммерческие проекты. И участие в конкурсах – это реклама.
Елена: Я согласна, это просто реклама. У меня новый номер, который никто не видел, мне нужно его показать максимальному числу организаторов, чтобы они его захотели заказать на корпоративы или свадьбы. Чтобы не отправлять каждому эвентору портфолио, не рассказывать на словах как это классно, закажите меня на Новый год, я иду на конкурс и показываю свою программу.
Анастасия: Важно, чтобы участие в конкурсе не превратилось в антирекламу, как это было в прошлом году на премии «Призвание Артист». Выходит кто-то от организаторов и объявляет: «Все танцоры фиговые, в этой номинации премию никому не дадим». На минуточку, в зале сидят заказчики. А тут такое говорят. Как должны чувствовать себя после этого шоу-балеты?
Светлана: Причем артисты заплатили за участие деньги.
Ирен: Так еще и деньги платить надо?
Светлана, Анастасия, Елена: Конечно!
Наиль: Не всем артистам и, в частности, группам нужны конкурсы. Например, «БИ-2» или U2 нигде участвовать не надо.
Ирен: Вы имеете в виду группы с двойками в названии?
Коллективный смех.
Модератор: Мы говорим о другом уровне артистов.
Наиль: Я скажу про свою группу. Коллективу «Виниловый рай» уже больше 25 лет. Полтора года назад ветераны ушли на заслуженный отдых. Я обновил состав. Как заявить о своей группе со старым названием в новом составе? Только через конкурсы и фестивали. Год назад нам помогло участие в «Максимилианс Band». Я как старый участник таких конкурсов, как «Юность комсомольская моя» знаю, что участие в любом конкурсе дает положительный результат. Поэтому мы выступали и на «Максимилианс Band», и на «Рок Арсенал», и на Fire Side (примеч. автора – Best New Band в Fireside Bar – конкурс среди кавер-групп, организованный баром Fireside).

 

Модератор: Best New Band – это был никакой конкурс, если его вообще можно назвать таковым. Зал пустой, человек 10, не больше.
Влад: И то все свои.
Модератор: Было ощущение, что группы собрались спеть для жюри. Какой смысл участвовать в этом? Поэтому я и спрашиваю – как вы выбираете конкурсы? Заранее выясняете у организатора, какого уровня это мероприятие?
Ирен: Естественно, конкурсы бывают разные по уровню и масштабности. По прошествии лет мы уже видим – где нам стоит участвовать. В первую очередь, измеряем масштабность. Мы работаем не первый год, нам повсеместная популяризация уже не нужна. А начинающим группам не надо выбирать, нужно участвовать везде, чтобы максимально заявить о себе. Это также поможет сыграться коллективу. Чем больше группа играет вместе, тем продуктивней дальнейшая работа. Пока команда сыгрывается параллельно приходит популярность – там засветились, там показали себя. Пусть даже на конкурсе увидит один человек, которому вы понравились, он уже об этом скажет. А дальше сработает сарафанное радио.
Наиль: Поэтому наша группа везде и участвует. В этом году на «Максимилианс Band» мы идем не ради победы, знаем, что нас не возьмут резидентами. Мы хотим показать себя как рок-группа.
Елена: Цели у коммерческого и профессионального конкурса разные. Я ездила в Гамбург на конкурс песочного искусства. Для меня было важно посмотреть, как работают сильные мастера международного уровня. Я понимала, что я вряд ли одержу победу. Это было нужно для профессионального роста, поднятия собственной самооценки, понимания, что ты не хуже других, обмена опытом.
Ирен: Помимо коммерческой составляющей в конкурсах есть творческая. Музыканты, которые долго выступают в ресторанах и почти везде исполняют одно и то же, сталкиваются с рутиной. Это как ходить каждый день на работу в офис. В нашей группе регулярно предпринимаются попытки сделать что-то новое, но они не всегда заходят на ура. Сделать что-то для себя, для души – конкурсы среди групп дают возможность выйти из рутины.
Олеся: Полезней даже присутствовать на таких концертах, а не участвовать. Важно увидеть кого-то кроме себя, потому что у каждого своя фишка.

 

ЕСТЬ ЛИ МЕСТО ОБМАНУ?

Модератор: О своих победах в конкурсах артисты везде сообщают, указывают в рекламе. Но ведь конкурс конкурсу рознь. Заказчик не знает о его статусе и уровне, ведется на громкие звания и дипломы, когда, на самом деле, конкурс из себя мало что представляет. Не выглядит ли это обманом заказчика?
Ирен: Заказчиков грубо можно разделить на три категории. Первые хотят дешево. Вторым нужно пафосно – для них как раз важны все эти регалии. Третьи – те, кто заказывает профессиональных, достойных артистов. Так как мы зарабатываем деньги, стараемся охватить все категории заказчиков.
Анастасия: Мы как артисты просто стараемся удовлетворить спрос. Раз заказчик хочет регалии – пожалуйста. Поэтому это не обман, а удовлетворение потребностей.
Влад: По своему опыту могу сказать, что информация об участии в проектах работает. Я участвовал в «Битве хоров», наша команда победила. Хор «загнулся», и мы сделали квартет – Victory Band. Люди видят, что мы с хора, и заказывают нас. Мало кто помнит «Битву хоров», но слово «телепроект» в портфолио говорит заказчикам о многом.
Екатерина: Не про все ТВ-проекты знают. Я участвовала в вокальном конкурсе на телеканале «Звезда». Многие вообще не слышали о таком канале, не говоря уже о проекте. Это новый проект, который еще не раскрутился. Поэтому как пиар это не работает. Я получила бОльшую отдачу от участия в конкурсе на радио «Энерджи» два года назад – сарафанное радио до сих пор работает.
Олеся: Как часть портфолио награды и дипломы важны, особенно для начинающих артистов. Для них получить фото и видео, диплом с конкурса – это шаг вперед.


ГОТОВИТЬСЯ НАДО

Владислав: Как член жюри профессиональных вокальных конкурсов говорю, что к конкурсам нужно готовиться обязательно. Большое значение имеет репертуар. Иногда артист берет нарочито сложный репертуар и думает: «Я вот как сейчас выйду, как спою на четыре октавы, все попадают сразу». На конкурсе он прождал несколько часов, переволновался или перегорел, вышел на сцену, и… провал. Репертуар должен быть удобным, не надо показывать себя на пределе возможностей.
Также хочу обратить внимание на внешний вид участников. На конкурсе, где я работал в жюри, ни один человек не вышел в сценическом костюме. Не один. В чем приехали, в том и вышли на сцену. Я сделал фото и потом показал мальчикам, которые пришли в обтягивающих джинсах, а их карманы были набиты гаджетами. Всё это торчит со всех сторон. И непонятно – то ли у него гаджет, то ли он так рад видеть жюри. Для сцены должен быть отдельный сценический костюм и обувь. Артисты с опытом уже знают – клиент не закажет тебя, если плохо выглядишь.

 

Олеся: По поводу подготовки я тоже поняла, что надо готовиться заранее. Перед моим выступлением на премии «Призвание Артист» звонит подруга и говорит: «Давай я тебе подтанцовку сделаю». Я согласилась. В итоге песня и танец были отдельно. Вывод – надо проверять, прежде чем соглашаешься, и репетировать вместе с подтанцовкой.
Анастасия: А мы еще тогда подумали, когда увидели твое выступление: «Причем тут этот танец. И костюмы у танцовщиц странные».
Ирен: Это из серии – задумка была клевая, просто ткани не хватило.
Коллективный смех.


А СУДЬИ КТО? И СУДЯТ ЧТО?

Владислав: Участники конкурса обязательно должны знать кто в жюри, чтобы понимать уровень их компетентности. В жюри должны быть специалисты по конкретным жанрам.
Анастасия: На премии «Призвание Артист» по нашей категории мы задали вопрос: «Почему выиграл другой коллектив?» Ответ: «Ну потому что он зацепил». Спрашиваем: «Чем?» Не было ни идеи, ни аранжировки, ни костюмов, ни хореографии – ничего.
Елена: Может, харизма?
Анастасия: Какая харизма?! Они мимо нот играли!
Светлана: Может, это сексизм, а не харизма? Владислав, Вы бы как член жюри выбрали харизму или профессионализм?
Владислав: Профессионализм, конечно. Харизма – вещь приходящая, сегодня есть – завтра нет.
Елена: К «Красной скрипке» подошел член жюри после конкурса и сказал: «Ребята, всё было классно!» «А почему мы не выиграли?» «На самом деле, вы просто неформат для свадеб». А еще потому, что они сыграли The Prodigy, а организатору премии не нравится такая музыка – это трэш и угар.
Светлана: А нам сказали: «Очень-очень сложно! Намудрили, девочки».

 

Владислав: От субъективизма никуда не денешься, к сожалению. Но жюри надо подавлять его в себе, быть профессионалами и оценивать объективно.
Анастасия: Как и по каким критериям оценивают артистов – вообще непонятно. На разборе полетов говорят: «Вы прекрасны, всё хорошо».
Спрашиваем у жюри: «Вы оцениваете номер?» «Да». «Хорошо. А как тогда выигрывает коллектив, который играет фальшиво?» Ответ: «Они… ну они, какие-то прикольные». Как в вокальной номинации может выиграть человек, который читает рэп? Ответ жюри: «У него была самоирония, харизма». Ну что это такое?!?
Влад: Мне кажется, оценить объективно искусство вообще невозможно. Как харизму можно оценить, например?
Ирен: Подводя итог, нужно сказать, что жюри должно быть компетентным. Но как обычно, мы будем и дальше сталкиваться с несовершенством мира.
Анастасия: Либо четко позиционировать – это серьезный профессиональный конкурс, а это фестиваль, коммерческая премия, возможность показать свои номера event-организаторам.
Владислав: Да, преподносить как мероприятие для личного промоушена артистов.
Олеся: Если это фестиваль, то организатор должен обеспечить публику, чтобы в зале не было 1,5 землекопа.
Анастасия: Полгода назад на «Призвание Артист» из эвенторов не было почти никого, это была просто арт-тусовка. Собрались все свои. Организатору нужно просто заполнить зал, продать места за столиками. Половина гостей пьяные по залу ползали. Кому это надо?
Владислав: Я пришел к завершению премии и не нашел адекватных людей. Было обидно, когда на сцене выступают артисты, а зрителям нет до них дела.
Олеся: Это самое обидное. Когда в зале сидят свои… Ну поддержите вы других, поаплодируйте, вы же сами артисты.
Ирен: Чтобы не было расстройств после конкурсов, совет всем артистам – главное, наслаждаться участием в конкурсе и не думать больше ни о чем.

 

P.S. от редактора

Буквально на следующий день после круглого стола я была на конкурсе кавер-групп. Тут я увидела подтверждение всего того, что мы обсуждали с артистами. Как судят и по каким критериям – непонятно. Четких, выработанных параметров у жюри нет. Кому как нравится, так и судит. Субъективизм, в общем. Конкурс музыкальных групп, а в жюри только один вокалист. Зато из пяти членов жюри трое – арт-менеджеры заведений. Жюри совещалось долго, и как сказал ведущий, этот выбор был непростым. На самом деле, выбор был прост и очевиден, если оценивать с точки зрения профессионализма, опыта и мастерства. Но есть организаторы, их интересы, их мнения… В итоге группа-победитель сама удивилась, что она победила.

Если объявляете конкурс, то пусть это будет действительно конкурс – с профессиональным, компетентным жюри, с прозрачными и конкретными критериями оценки, понятными участникам. А если всего этого нет, зачем называться конкурсом? Есть другие форматы мероприятий, другие названия… Хочется верить, что наш круглый стол не прошел зря. Организаторы конкурсов услышат пожелания артистов, сделают выводы, и что-то изменится непременно в лучшую сторону.


Организовала дискуссию Наталья Манько

Благодарим за дружескую атмосферу ресторан «Максимилианс».

Если вы хотите стать участником наших круглых столов, напишите редактору письмо с пометкой «Хочу на круглый стол». Вы также можете предложить тему для беседы. Ждем вас и ваши предложения!

Комментарии

Егор Мизгирев
16.09.2016
В правильном конкурсе побеждает лучший. Брать шоуменгода, на отборочном этапе победил самый достойный. Каждый участник был по-своему хорош, но победил самый, который взял аудиторию и сделал ей максимально приятно. Поэтому, что бы не говорили, если есть участник, который круче остальных, победит он, в другом случае - это лотерея.
Шоумен Михаил Черноморец
20.09.2016
Согласен Егор. В обсуждения ввязываться не стану. Напомню лишь несколько цитат:
1. "Не готов проиграть, не ввязывайся в драку". Поговорка.
2. "Важно не то, проигрываем ли мы в игре, важно, как мы проигрываем и как мы благодаря этому изменимся, что нового вынесем для себя, как сможем применить это в других играх. Странным образом поражение всегда оборачивается победой." Ричард Бах, "Мост через вечность".
Лично я считаю, что обсуждать членов жюри не совсем корректно. Это тяжелый и неблагодарный труд, за который они всегда расплачиваются потоком "обид" и "проклятий" со стороны проигравших. Проигрывать - это искусство. В проигрыше раскрывается истинное лицо человека. То, насколько он умеет держать удар, насколько он благороден и умен.
Также следует помнить, что в мире нет ни одного объективного судейства, так как решение каждого арбитра - это субъективная оценка, основанная на собственном опыте, образовании и личном предпочтении.
Желаю всем добрых отношений, творческого развития и благодарных зрителей!
Редакция Artist.ru
20.09.2016
Как много пафосных слов о тяжелой судьбе жюри. Раз она такая тяжелая, и судьи не готовы слышать критику в свой адрес (они же априори всегда во всем правы, ошибаться не могут, не просто так ведь сели за судейский стол), не надо соглашаться быть членом жюри. А то получается игра в одни ворота: жюри всегда право и его решения не обсуждаются, а участники конкурса не имеют права голоса, ведь они же всего лишь участники. Их же судит и выбирает ЖЮРИ - справедливое, объективное! Разве можно сказать ему слово поперек? Конечно, нет. Бла-бла-бла... В очередной раз убеждаюсь, что никто не терпит критики.
А насчет того, что побеждает лучший и надо уметь проигрывать, адекватные, достойные артисты об этом прекрасно знают и вряд ли боятся уступить победу действительно лучшему. Вопрос в том, как выбирают победителей, всегда ли критерии оценки понятны участникам, и почему жюри не всегда может объяснить свой выбор. Обсуждение на круглом столе было как раз об этом. Согласитесь, ответ "ну просто они такие классные" странно слышать от компетентных судей. А с помощью фраз "надо уметь проигрывать" и прочей лабудой очень удобно "отъезжать", когда сказать больше нечего.
Марина Шакирова
22.09.2016
Объективности в судействе нет и никогда не будет. Т.к. в жюри не роботы сидят , а живые люди, обладающие каждый индивидуальным вкусом, и любой критерий, преломляясь через индивидуальность, становится очень субъективным. Спор бесмысленен).
Михаил Беденко
4.10.2016
Удивительные вещи я тут читаю!
Что значит: «Нет объективных критериев оценки»?
С какой это стати жюри, люди, призванные СУДИТЬ, т.е. взвешивать объективные данные, как положительные, так и отрицательные принимают решение исключительно на основе собственного опыта и личных предпочтений.
При всем уважении, для адекватной оценки существуют вполне вменяемые характеристики:
1. Техника исполнения или владения музыкальным инструментом (голосом у вокалистов);
Если музыкант или вокалист не попадает в ноты – это минус к технике. Естественно оценивать технические данные обязаны люди как минимум владеющие музыкальным слухом, а также знающие особенности и технические приемы исполнения.
2. Сценический образ – соответствие внешнего вида исполнителей выбранному стилю музыки и тематике произведения;
Следует помнить о том, что артисты являются эталоном для зрителей и показывают пример для подражания, ведут за собой в мир эстетики. О какой эстетике может идти речь если артист выйдет на сцену в рваных джинсах и начнет исполнять оперное произведение? Конечно члены жюри обязаны иметь представление о том, что является проявлением культуры стиля, а что вульгарностью и пошлостью.
3. Актерское мастерство;
Нахождение на сцене предполагает общение со зрительным залом, т.е. с людьми, находящимися в нем. Вот этот пункт принято называть ХАРИЗМОЙ. Человек или группа людей на сцене обязаны создать некий приятный зрителям образ, и независимо от направления своего творчества взять всех зрителей как одного человека и увести за собой в тот мир, который они (артисты) прямо сейчас создают на сцене. Хотя, оговорюсь, «приятный образ» не обязательно должен быть вылизанным до блеска, но должен соответствовать той создаваемой среде, в которую артисты погружают своих зрителей.
Конечно, члены жюри должны обладать определенными знаниями, чтоб понять, что артист хотел сказать своим творчеством, своим обликом и какими техническими приемами он это смог передать.

Вот кратко о том, что ОБЯЗАНЫ учитывать члены жюри. Прежде чем говорить о неадекватности судейства артистам следовало бы задать себе вопрос: «А соответствую ли я хотя бы этим трем пунктам».
показать еще комментарии

О проекте

Copyright Artist.ru, 2010 - 2024 Все права защищены.
При использовании информации с сайта Artist.ru активная ссылка обязательна.
Политика конфиденциальности

Разделы сайта

Мобильное приложение





Мы в социальных сетях