«Некоторым музыкантам лучше пойти работать на завод»
Вход
Регистрация

«Некоторым музыкантам лучше пойти работать на завод»

10.10.2016
6802
#Мнение

Музыкальный продюсер, композитор, музыкант Евгений Борисенко пребывает в недоумении – почему группы исполняют кавера на кавера, даже не догадываясь об этом. Он также констатирует, что сейчас играть плохо стало нормой, объясняет, кто в этом виноват, и почему за мировыми хитами гнаться бессмысленно.

Кавер-бенд – бесперспективное предприятие

Кавер-группы во все времена на 99% – это усредненный продукт. Они никогда не будут качественными, потому что нет смысла вкладывать в это силы и средства. Если кавер-группа будет очень хорошо играть, то её гонорар будет сопоставим с гонораром звезды. Заказчик может выбрать не в пользу первых. Потому кавер-бенд – бесперспективное предприятие, в котором есть определенный предел профессионализма. Настоящий профи будет стремиться искать другую работу, например, собственный авторский проект или сотрудничество с какой-то раскрученной звездой, театр. А уже при этих работах как дополнительный доход можно и поиграть кавера.

 

Мировая практика такова, что все начинали с исполнения чужих хитов и постепенно замещали их собственным творчеством. Элтон Джон говорил, что свой путь к успеху ты начинаешь с работы в ресторанах и клубах. Если людям нравится то, что ты делаешь, можешь предложить им свою песню и в случае её успеха следующую. Музыканты кавер-групп часто начинали как исполнители своих песен, но, не находя отклика у слушателя, меняли ориентир на кавера. Мол, мы пробовали петь свои песни, но людям это неинтересно, они не знают их, им нужны уже известные хиты. А я таким говорю: “Вы должны писать песню, конкурентоспособную с теми хитами, которые вы исполняете! Чтобы люди сказали: «Так их песня ничем не хуже популярной!»”. Проще всего же сказать, что народ не принимает. Так ты заведи зал незнакомой песней, это несложно, если есть хорошая. А хорошую нужно уметь создать, тут и проблема.

Занятие музыкой – или это твое, или нет. На профессионализм и наличие таланта не влияет, получаешь ты специальное образование или нет. Тебя могут научить делать что-то технично, с определенным набором знаний. Но если нет таланта, это бесполезная трата времени.

В лучшем случае, станешь хорошим технарем с навыками. Поэтому некоторым «музыкантам» я бы посоветовал пойти работать на завод, в музыке им делать нечего. Это звучит грубо, согласен. Но по-другому объяснять не получается.


Играть плохо стало нормой

И на это есть две причины. Первая. В советские годы кто попало на официальную сцену выйти не мог – нужен был диплом, остальное называлось самодеятельностью. Ситуация в фильме «Асса» как раз об этом. Герой Виктора Цоя приходил в ресторан и уходил ни с чем после того, как ему зачитывали перечень требований к ресторанному музыканту. Эстрадные отделения в музыкальных училищах открылись только потому, что в ресторанах требовали дипломы о музыкальном образовании. Нужны были «корочки» на государственном уровне, многие поступали в основном за формальным образованием уже умеючи играть вполне профессионально. Это продолжалось довольно долго. Потом закончилась цензура, и на сцене наряду с талантливыми представителями андеграунда появились амбициозные дилетанты, которые сказали: «Мы и сами можем писать песни, играть и петь». Во многих жанрах таким образом планка упала, включая классическую музыку.

 

Вторая причина. Музыка на аудио- и видеоносителях перестала стоить тех денег, которые она стоила раньше. В эпоху винила нужно было в субботу прибыть на «тучу» (так назывался стихийный рынок по продаже и обмену грампластинок) и умудриться что-то достать в основном не для коллекции носителя, а чтобы переписать на бобину или кассету. Потом продавали или меняли. Это было во времена моих родителей, но я тоже его застал немного. Был счастлив потратить три стипендии и скромную зарплату на одну такую пластинку. Слушал эту музыку внимательно, снимал партии и учился. Я считал для себя неэтичным не знать и классическую музыку, и джаз. Да, будучи подростками, мы с друзьями слушали рок – тогда рок был популярен. Но также покупали пластинки с Бахом и Вивальди, Майлзом Дэвисом. Слушали и снимали с пластинок их творчество тоже (по незнанию нот). Эта эпоха завершилась.

Сейчас у молодежи есть возможность скачать бесплатно все альбомы любого исполнителя разом, послушать их скипом, небрежно, неосновательно, не до конца. Это и способствует тому, что и как молодые играют впоследствии. Как бы оно, но поверхностно. В лучшем случае, хорошее звукоизвлечение (редко слышу), техника исполнения, вокальное исполнение.

Оттого куда больше нынче стала востребована профессия звукорежиссера. Раньше музыканты, выходя на сцену, играли честно, а звукорежиссеру оставалось только чуть-чуть подкорректировать картинку. А теперь чаще главный тот, кто умеет из любого г*** делать конфетку.


Кавера на кавера

Репертуарных групп, которые выходят за рамки, немного. Тот, кто играет на инструменте недолго и думает, что может исполнить всё, кроме мейнстрима не знает ничего. И считает мейнстрим эталоном. Это всего лишь уровень знания музыки таких «спецов». Репертуар кавер-групп очень похож. С одной стороны, это оправдано спросом. Заказчики хотят слышать знакомую мелодию. Но не стоит думать, что обыватель глуп. Среди заказчиков много тех, кто играл на инструменте в молодые годы. Я помню одно мероприятие… Уже была выставлена аппаратура для музыкантов, когда ко мне подошли несколько бизнесменов и сказали: «У нас дома аппаратура лучше стоит. Мы знаем людей, у которых есть качественнее. В следующий раз возьмите у них, потому что такая-то и такая-то аппаратура здесь больше стоять не должна».

В большинстве своем команды исполняют вовсе не кавера, а… кавера на кавера, даже не подозревая об этом! Когда играешь кавер на кавер, есть большое поле для фантазии и юмора. А когда артисты считают, что I will love is love you – это Уитни Хьюстон, тогда возникает много вопросов. Многие хиты не являются первоисточниками. И когда их переигрывают, получается заведомо лажа, потому что музыканты не понимают, что играют. Другой пример. Все привыкли играть «Видели ночь» в варианте группы Zdob si Zdub. Этот коллектив, взяв песню группы «Кино», сделал из нее молдавско-цыганский вариант специально для проекта «Нашего Радио» – «Кинопробы». Но это была их версия – их шутка. Сейчас же многие считают, что версия Zdob si Zdub – это оригинал и ориентируются на нее. Музыканты чаще и знать не хотят о первоисточнике. Иногда доходит просто до абсурда. Кто-то думает, что «А я милого узнаю по походке» это песня Гарика Сукачева, потому что кто такая Алла Баянова современный музыкант не знает. Это даже не ее песня, она ее просто пела.

 

Чтобы спеть кавер один в один или сделать оригинальную аранжировку, нужно потратить много времени и сил. И то, и другое является в высшей степени результатом! Сыграть «в нуль», когда говорят, так это ж оно – это искусство. Чаще всего музыканты к этому не готовы и самоуверенны на данный счет. Не дотягивают до духа восприятия.

Чтобы сделать «в нуль», для начала нужно элементарно просто предположить, о чем мог думать музыкант в момент записи этого произведения. У него есть своя биография, определенный момент в жизни, настроение… Всё это является важными факторами этой записи. Для создания чего-то оригинального кавер-группа должна иметь собственное лицо. Оригинальничать просто так не имеет смысла. Только с опытом ты можешь играть чужое и слышать больше.


Пытаться догонять бесполезно

Неоправданные амбиции – самая большая проблема молодых групп. Они туманят голову. Думать, что ты хорош, пагубно в принципе, даже если это так. Лучше думать, что ты каждый день чему-то учишься. Сколько раз я уже слышал фразы типа: «Что мешает молодым группам попасть на радио? Вот они ходят на радио, их не берут, надо помогать, что-то делать…». Я говорю: «А молодые группы не пробовали просто песни нормальные написать, чтоб они кому-то понравились? Чтобы им сказали: «У вас классная песня, но на радио ее не возьмем уже по каким-то другим причинам. Чтобы им сказали про хорошую песню, а не просто, что их не берут, и тогда уже говорить о помощи?». Сейчас столько всего в интернете, люди сами лучше радио знают, что им слушать. Но это и должно подстегивать – изобилие выбора. Одинаковых – масса!!! Сделай что-то, чтобы выделиться и запомниться хотя бы на несколько месяцев.

 

Потерялась связь поколений, молодые не хотят учиться у более опытных, полагая, что музыка началась с них, а до них было «старье». Сейчас группы неплохо играют, но пусто всё, слушать нечего. Они не понимают, зачем выходят на сцену. Раньше музыканты играли плохо, но понимания было больше. Ты мог им простить плохую игру, потому что они студенты вуза, и в этом было что-то ещё, интеллект, например.

В первую очередь музыканты должны знать наизусть свой фольклор, а не песни на языке, который они не понимают. Вот поймешь собственный фольклор, тогда тебе будет понятно всё остальное. Я не против иностранных песен, но не отношусь с чрезмерным пиететом к исполнению иностранного репертуара, когда не знают своей культуры.

Наше с закосом на не наше – это довольно смешно. Играть «фирмУ», но об истории ее не знать ничего. А зачем? Всё стерильно так, гламурненько… Я их называют ГМОшники – исполнители, которые не воспитывались на «натуральных продуктах». А знают ли они, что 90% мировых хитов создаются пятью-шестью людьми, которым уже за 45 лет. Всё качественно, отлично. Проблема в том, что я это уже слышал. Эти технологии были в мое время, я их знаю. А молодежь уже не знает, считает, что это находки их поколения, пытается догнать недогнанное. Там взрослые дяди занимаются Джастинами Биберами, Арианами Гранде… Музыка не прогрессирует, прогрессирует качество того, что уже есть, адаптируясь к современному восприятию. Молодым пытаться догонять успех хита – бесполезно и бессмысленно. У них как происходит? Услышали по радио новый хит. Вот это да! Срочно надо делать в этой тенденции! Начинают делать и даже не понимают, что авторы написали уже несколько новых песен, которые будут тенденциями к тому моменту, когда первая песня перестанет быть тенденцией, а те только сделают нечто подобное. Песня придумывалась, записывалась, продюсировалась, снимался клип… Ее авторы и исполнители живут уже другой жизнью, пока у нас говорят – как это классно и пытаются делать так же. Вместо того чтобы заниматься творчеством, люди занимаются гонкой за хитами, даже не понимая, что хиты – это уже прошлое.

Мнение о кавер-группах записала Наталья Манько

У вас есть профессиональное мнение, и вы хотите поделиться им с читателями портала – вашими коллегами по цеху и потенциальными заказчиками? Сообщите об этом редактору в письме с пометкой «У меня есть мнение»

Комментарии

DJ Skripach
16.10.2016
"Настоящий профи будет стремиться искать другую работу, например, собственный авторский проект или сотрудничество с какой-то раскрученной звездой, театр. А уже при этих работах как дополнительный доход можно и поиграть кавера". Мы так и делаем, только доп. доход. в свободное время.
Ведущий Александр Яшников
11.11.2016
Согласен с Женей полностью! Несколько раз приходилось засидать с ним жюри, а потом скомкано доносить эти мысли до соревнующихся на кавер фесте в Бен Холле или Максике. Хорошо, что тут разместили эту статью! Даже не статью, а золотой метр, которым нужно имерять кавер испонителей. К сожалению всё равно победит китайская пластмассовая рулетка. Но за попытку зачёт!)
Петр Петров
9.06.2021
Я считаю, что любой продюсер гребет в свою сторону, и данный Евгений не исключение. Если людям нравится оригинальная группа, они ее закажут, а такие, с позволения сказать, статьи только мешают музыкантам. Евгений , хочешь моих денег? Приходи, я тебе дам горсть мелочи.

О проекте

Copyright Artist.ru, 2010 - 2024 Все права защищены.
При использовании информации с сайта Artist.ru активная ссылка обязательна.
Политика конфиденциальности

Разделы сайта

Мобильное приложение





Мы в социальных сетях