Он показывает не просто шоу мыльных пузырей. У него есть два оригинальных авторских шоу-спектакля, с которыми активно гастролирует по стране. Мало кто из его коллег может похвастаться таким арсеналом. Как рождаются эти представления, почему приходится учиться за границей, зачем нужна страсть и одержимость – об этом и многом другом нам рассказал Виктор Артамонов, создатель иллюзионного шоу мыльных пузырей Bombolla и артист шоу-спектакля Clinc!
Виктор, для начала расскажите, как мыльные пузыри попали в Вашу жизнь?
Шесть лет назад я был простым офисным сотрудником. Однажды в «Минуте славы» мы с женой увидели номер с мыльными пузырями. Это произвело на меня огромное впечатление – мне показалось, что в этом есть какое-то волшебство. Тогда жена предложила мне заняться этим мыльным делом (смеется), зная мою творческую натуру. Так как я имел опыт начинать дело с нуля и развивать новые направления, то подумал – а почему бы и нет. Свой первый реквизит купил в Нижнем Новгороде. Там же мне показали пару трюков с пузырями. Сначала была идея нанять артистов и сделать авторское представление. Но никто не понимал, как работать с подобным реквизитом и, тем более, как делать из этого шоу. Методом проб и ошибок мне самому пришлось придумывать минимальный вариант номера, с которым можно выйти на сцену. А потом в один прекрасный момент я понял, что если и дальше хочу этим заниматься, то нужно учиться у лучших мастеров этого дела. В России их не нашлось, и я поехал в Испанию. После этой поездки родились первые номера, и позже собственно шоу-спектакль Clinc!
Расскажите историю создания шоу-спектакль Clinc!, откуда он родом, кто принимает в нем участие?
Есть испанская компания, которая является одной из мировых основателей жанра «Шоу мыльных пузырей», точнее, театрализованных постановок с мыльными пузырями. Она ставит полноценные сценические спектакли с трюками и мыльными пузырями, с большим количеством сложного реквизита. Clinc! не просто шоу, а именно спектакль. В нем есть сюжет, артисты, специально написанная музыка, костюмы и даже хореография. Кода я увидел Clinc! (это один из их последних спектаклей), то у меня родилась идея привезти его в Россию. В нашей стране мы демонстрируем его с прошлого года. Это полностью оригинальная версия, только с русскими актерами. У этого спектакля есть два состава – первый, который гастролирует по Европе, и второй – это мы, показываем его в России. Мы даже внешне похожи на испанских актеров.
Вы имеете в виду испанскую PortAventura? Почему выбрали именно эту компанию для сотрудничества?
Правильнее сказать, компанию PB, которая сотрудничает с парком PortAventura и ставит там свои шоу. Я не сидел и не листал каталог, выбирая кто круче. Все как-то само собой сложилось. В первую очередь, мне понравился их глубокий подход – в их шоу есть идея. Они делают свое дело с большой любовью. Так получилось, что я увидел их спектакль, мы начали общаться, а потом я высказал свою идею привезти спектакль в Россию. Мы – это первый опыт, когда компания доверила кому-то свои постановки. Раньше, если кто-то хотел увидеть их шоу, то они просто ехали на гастроли.
Если поговорить о формате этого представления, шоу – это что сиюминутное и развлекательное, а спектакль – более серьезная вещь. Так что же ждет зрителя: яркое шоу или же все-таки спектакль, который заставит переосмыслить какие-то вещи?
Clinc! ближе к искусству, в нем заложена драматургия. Именно это вдохновляет, увлекает и впечатляет зрителя. Clinс! заставляет удивляться тому, что можно делать с мыльными пузырями. Именно поэтому мы интересны всем возрастам. Это европейский хороший, качественный спектакль. В каком-то смысле это революционный продукт, который зритель может воспринимать по-разному, но, в целом, мне кажется, он мало кого оставит равнодушным.
У вас еще есть шоу Bombolla. В чем разница между этими представлениями?
Bombolla – это больше шоу, чем театр. Если Clinc! на семьдесят процентов это театр, а на тридцать шоу, то Bombolla полная противоположность. Там больше трюков с мыльными пузырями, часть которых делается прямо в зале. Во время шоу мы разговариваем со зрителями, делаем интерактив. В Clinc! общения со зрителем меньше и несколько в необычной манере – он так или иначе участвует, вникая в процесс, сюжет, игру.
Коллеги говорят, что Вы просто одержимы мыльными пузырями в хорошем смысле этого слова, что у вас горят глаза во время любого выступления – неважно, короткого или длительного. Это действительно страсть? Как вы считаете, а можно хорошо делать свое дело, если нет одержимости и страсти?
Не знаю, что говорят… Я занимаюсь любимым делом. И за моей спиной никто не стоит, у меня нет продюсеров. Есть два часовых проекта, за которые мне не стыдно. Проделана большая работа. Думаю, важно найти себя, по-настоящему любить свое дело, развиваться в нем, расти. Это должно быть на первом месте, а деньги уже как следствие…А часто бывает наоборот. Если говорить о высоком, об искусстве, то мне кажется, оно не создается в условиях выживания. Я не выживаю, а работаю, живу в гармонии с собой, нахожу баланс между работой и отдыхом, делаю то, что мне нравится, и строю планы на будущее.
Вы тратите на создание своих шоу большие деньги. Трюки покупаете? Можете открыть тайну – сколько стоит один трюк?
За шесть лет я не купил ни одного трюка. Понимаете, у «мыльников» немного другая история. Это не как у фокусников – увидел фокус и купил. Здесь важно наличие хорошего раствора, технического склада ума – как это сделать, так как многое из реквизита самодельное, и …интернета. Наш жанр новый, он еще только зарождается, пока мне просто нечего и не у кого покупать. Все, что я показываю в театральных постановках, было куплено во время обучения в Испании или придумано лично мной.
Кажется, что шоу мыльных пузырей – это в основном для детей. Но вы часто выступаете и перед взрослой публикой, на корпоративах, свадьбах. Чем удивляете эту аудиторию? Какого-нибудь солидного мужчину – директора или бизнесмена – помещали в мыльный пузырь?
Засунуть человека в мыльный пузырь – это не трюк. Трюк – это что-то оригинальное, сложное, необычное. Я могу сейчас дать вам раствор, инструмент, и вы повторите этот фокус без труда. У меня театральная подача. Кроме этого, использую много света, пар, дым, лазер, огонь и голографические эффекты. Я не делаю ставку на долгое однообразное показывание мыльных пузырей большого диаметра – это не создает волшебства. Однажды я выступал перед крупным бизнесменом. После представления он сказал, что я создаю ощущение иллюзии. С тех пор я назвал свое шоу – иллюзионное шоу мыльных пузырей. Да простят меня господа иллюзионисты (смеется).
Наверняка случалось во время шоу, что пузыри не получаются или лопаются один за другим? Как обычно выкручиваетесь?
Чем дольше человек на сцене, тем спокойнее он относится к каким-то нестандартным ситуациям. Когда я был начинающим артистом, то конечно переживал, а сейчас почти нет. Сейчас я просто продолжаю работать. Понимаете, зрителю от меня нужны не только красивые пузыри, но еще и шоу в целом – сочетание спецэффектов, содержание номеров и моя энергетика. Если у меня будут офигенные спецэффекты, но при этом я сам буду никакой, то шоу не получится. Хорошее представление состоит из многих составляющих. И если что-то одно не получается, а все остальное на уровне, то шоу все равно состоится.
Вы гастролируете по всей стране. Какое самое яркое впечатление от гастролей?
Самое яркое – оно же самое первое родилось, когда мы сдавали зрителю свой первый Clinc!. Мы приехали в Испанию, долго учились, работали, репетировали. А потом нам собрали зал, и мы должны были зрителю, который уже видел оригинальный спектакль, показать нашу версию с русскими актерами. Это было очень волнительно, и, слава богу, что мы смогли найти свою игру и достойно выступили.
Беседовала Мария Заостровных
Комментарии