Иногда, глядя на них со стороны можно подумать, что они, мягко говоря, необычные. Ну, объясните, как можно играть на ведрах, пилить болгаркой по стулу – в общем, извлекать звук из всего, из чего только можно извлечь? Оказывается, можно, причем на высочайшем профессиональном уровне. Правда, на барабанах стучать им привычней. Накануне международного дня музыки, который празднуют в мире первого октября, мы решили побеседовать, пожалуй, с самым неординарным, самобытным и единственным в своем роде музыкальным коллективом – Ударно-Исполнительским Шоу Давлет Хана и Кавасакеса. Интервью нашему порталу дал его основатель и руководитель Олег Давлет Хан.
Олег, Ваше шоу – это действительно что-то отдельное, самодостаточное и ни на что не похожее. Аналогов того, что Вы делаете, в России нет.
Когда мы начинали в 2000 году, аналогов не было. Когда я кому-то по телефону говорил про «шоу барабанов», меня переспрашивали: «Из барабанов какое шоу может сделать?!». Потихоньку, потихоньку развивались. Аналоги на самом деле есть, копируют, пытаются делать что-то подобное. Кто-то откровенно подворовывает, при этом говорят, что это не так… всякие коллективы есть. Но пока они даже больше работают на нас. Есть тонкости, которые у нас присутствуют, а у них нет. От них все равно все приходят к нам.
Мне кажется, я на «Минуте славы» видела подобные коллективы. А вы, кстати, как к конкурсам относитесь?
Мы прошли первый этап, когда был отбор для первой «Минуты славы». Но когда я узнал, что это за конкурс, что там происходит, отказался. Я в хороших отношениях со многими КВНщиками. Я спросил у них – что это за конкурс и имеет ли смысл в нем участвовать. Мне сказали, что профессионалам туда ехать не нужно, там их просто быть не должно. И цирковые номера, которые очень часто там последнее время, не должны быть. «Минута славы» – это для простых людей, я считаю. Да и на увеличении гонорара участие не сказывается. Если ты идешь на этот конкурс и пытаешься соревноваться с бабушками и дедушками на балалайке, значит, грош тебе цена. Лично у нас была ситуация. Перед нами выступала бабушка, которая пыталась в телефон что-то петь. Как мне после этого выходить? Я с семи лет играю на барабанах, проработал полгода во Франции в различных шоу, и мне выходить и с бабушкой соревноваться? Это неправильно.
Сколько человек у вас сейчас в коллективе?
На сцене четыре человека. Музыку мы делаем сами. Все треки у нас зарегистрированы в Российском авторском обществе. Есть композиторские вещи. Причем у нас три проекта: «O.S.M.O.» (Old School Musicians Orchestra), «Давлет Хан» – наиболее попсовый и известный, и джазовый, более элитарный – «Nel Tempo», выйдет в следующем месяце. Не скажу, что он будет коммерческий, скорее, для себя. Зарабатывает на всё у нас «Давлет Хан».
Что в большей степени повлияло на Ваше творчество и становление коллектива –национальная культура или любовь к музыке?
Любовь к музыке. Мне в принципе не нравится, когда к национальности какую-то привязку делают. Мы, музыканты, люди мира. У музыки есть особый язык. Привязывать к национальности это как Пушкина сравнивать с восточным философом. И тот тебе нравится, и этот. Сравнение немного некорректно.
Как получилось, что, казалось бы, обычное шоу барабанов, стало совсем необычным?
Когда меня в семь лет отдали в школу учиться игре на барабанах. Тогда я, конечно, не знал, что это превратится во что-то серьезное.
А сейчас Вам сколько?
46.
Ого, почти полвека играете!
(Смеется). Да-да, очень долго уже стучу на барабанах. После музыкальной школы поступил в училище, потом учеба в консерватории, подработка в оперном театре, театре музыкальной комедии. И всюду я с барабанами. Потом 91-й год, дефолт, попытка найти что-то, прокормить себя. Вдруг предложение друга из Франции – «давай сделаем шоу». Какое? «Напишем музыку и прибавим барабаны». Подключили специалистов: клипмейкеров, имиджмейкеров… Объясняли как играть, что делать, как двигаться… Есть некоторые законы шоу-бизнеса, которые ты должен делать на сцене. В 2000 году, когда я вернулся в Екатеринбург, знал, что буду делать и с кем играть.
То есть Вы там научились всему и приехали в Россию уже продавать себя?
Нельзя сказать, что прям продавать, но там, да, научили делать шоу. В этом ремесле есть много тонкостей. Например, у артистов есть наборы мимики лица. Так вот, у звездного артиста этих наборов тысяча, а у того, который так себе, их всего лишь сто. И он из одного сериала в другой кочует с одним набором. Здесь принцип тот же самый. Есть определенные штампы. И с опытом их становится все больше и больше. Заграницей мне рассказали о манерах поведения на сцене, как и с какой стороны подходить к шоу. Например, когда плечи повернуты влево, голову надо поворачивать вправо – тогда складывается впечатление, что ты смотришь на весь зрительный зал. А заходить на сцену нужно слева, а уходить направо… Почему многие шоу, аналогичные нашему, и прокалываются – не знают артисты всех тонкостей. Они думают, что если будут стучать, то все. Увы, этого недостаточно.
А до игры на ведрах, пилах, тазах, болгаркой на стуле как дошли? Как реагируют зрители на столь оригинальный набор музыкальных инструментов? Пальцем у виска никто не крутит?
С удивлением реагируют. Я вижу по глазам это. Не каждый решит, что на лопате можно сыграть. А она еще и звучит, проглядывается ритмический рисунок и какая-то еще мелодическая часть. Вот это удивление. Когда ты приближаешь народ к тому, что все в принципе может издать звук, и если у тебя есть какое-то музыкальное начало, то ты можешь сделать из этого музыку. Человек хотя бы на короткое время во время нашего номера просто берет и выключается из этой жизни, отвлекается от проблем. Его просто раз и выдернули из этого. Он удивлен. Это очень приятно.
Вы и муку сыпете на барабаны, и воду льете. Откуда берутся такие безумные идеи? Кто всё это придумывает?
Не мы точно. Еще барабанщик у Queen в каком-то клипе бил по барабанам, от которого вода в разные стороны брызгала. Эта сценическая фишка очень давнишняя. Что только сейчас не льют: и красную воду, и зеленую…
Барабаны у Вас наверняка не одноразовые, портит их влага, наверное.
Портит, конечно. Главное, вовремя протирать, чтобы влага не проникала. После каждого выступления ухаживаем. Подготовки к выступлению очень много. Человек видит нас на сцене не больше часа. Что кроется за этим, никто не знает, готовимся мы месяцами. Сколько времени, денег и нервов…
Есть ли у Вас совместные проекты с другими артистами?
В прошлом году делали совместное выступление с «Мистером Кредо». В этом году повторим. Сначала он был очень популярен, потом куда-то пропал, сейчас вот снова появился, сразу позвонил мне и предложил сделать что-нибудь вместе.
А что Вы делаете вместе?
У нас есть такой номер, где он играет на всяких диджейских штучках, а я – на барабанах. Если говорить о совместных проектах, то с вокалисткой Кариной Каренян мы три трека записали. На Universal Music купили права на них и записали свои версии.
Вашему коллективу почти 15 лет. Было много разных выступлений. А было ли такое, которое вам запомнилось чем-то особенным?
В 2003 году мы выступали перед инвалидами. Оно не отличалось грандиозностью, более того, как-то все в этот день было не так, и со звуком еще беда. После выступления к нам на коляске подкатился молодой человек и сказал: «Ребята, так здорово отработали! Я хотел жизнь суицидом закончить, а после вас жить охота». Мы это услышали и обомлели. Все вещи, которые на тот момент беспокоили, куда-то исчезли. Его слова вбились в мою голову, как гвоздь. Это выступление в моем личном сознании перевернуло очень многое. Мы хотим, чтобы людям было хорошо. Это самое главное, что мы несем со сцены.
Беседовала Кристина Барсегян
Комментарии