Эти повелители вертушек – желанные гости на многих мероприятиях самого разного формата – от модных, стильных презентаций и корпоративов до масштабных массовых событий. А о клубных party и говорить не приходится. Там наличие диджея – это must have. Как появились диджеи, что сейчас происходит в индустрии диджеинга, как с годами меняется восприятие диджея – этим и другим вопросам мы решили уделить внимание в канун международного дня диджея, который отмечают 9 марта.
Это было недавно, это было давно
Кто-то думает, что профессия диджея довольно молодая и появилась сравнительно недавно – два-три десятилетия назад, когда возникли дискотеки. Ан нет. Однозначного мнения, правда, по этому вопросу не существует. Одни эксперты считают, что корни растут из XIX века, другие – что диджеинг зародился лишь в 30-е годы XX века. В 1934 году впервые из уст американского комментатора прозвучал термин discjockey в адрес одного из радиоведущих. Позже это слово сократят до известной нам ныне аббревиатуры DJ. Появление диджеинга было обусловлено тем, что живые музыканты обладали ограниченным репертуаром и не могли предоставить публике разнообразную музыку. К тому же, сыграл роль и фактор экономии – содержать целые музыкальные коллективы развлекательным заведениям было накладно. В 60-е годы выпускается достаточно много аудиопластинок с записями самых разных музыкантов. Поэтому всё больше клубов делают выбор в пользу специалистов, которые ставят нужную музыку с учетом вкусов и пожеланий публики. В это время начинается «клубный бум».
В нашей стране диджеинг появился чуть позже, чем в других странах. Его становление у нас совпадает с появлением первых дискотек – а именно, в конце 70-х годов. Эволюционировал отечественный диджеинг довольно быстро. Всё начиналось с игры на магнитофонах с катушками, так как пластинок с хорошими аудиозаписями в советских магазинах тогда просто не было. Потом из-за рубежа стали понемногу привозить виниловые диски. На новый стремительный этап развития российский диджеинг перешел с появлением лазерных компакт-дисков и различного профессионального оборудования для их проигрывания.
Вчера VS сегодня
Как становятся диджеями, и изменилось ли за последние годы восприятие этих людей публикой, об этом Artist.ru попросил рассказать представителей данного направления – Dj Alex Vegas и Dj Matroskin. Кстати, к вопросу о том, DJ – это профессия или нет. В начале нашего разговора мы спросили экспертов – как долго они в этой профессии. Оба единогласно сказали, что это хобби, которое стало их работой. DJ Alex Vegas в этом деле уже шесть лет. Считает, что, в первую очередь, это образ жизни, а во вторую – хобби, ставшее любимой работой. Dj Matroskin находится за диджейским пультом уже 11 лет. Всё началось с работы вожатым в детском лагере, где по совместительству проводил дискотеки.
Dj Alex Vegas Dj Matroskin
По наблюдениям Dj Alex Vegas, восприятие ди-джея в нашей стране изменилось в отрицательную сторону. «Основной массе публики не особо интересна собственная музыка, которую играет диджей. Попросту говоря, придя в клуб, люди опять ждут известных радиохитов. Буквально пять-семь лет назад всё было иначе. Диджей был богом для танцпола, публика готова была носить его на руках за то, чтобы он в очередной раз порадовал качественным и свежим треком. Тогда в клубы ходили за музыкой, за атмосферой, за новыми эмоциями и бесконечными часами, проведёнными на танцполах. Сейчас этого нет». Dj Matroskin говорит, что доступ в профессию стал проще, затраты на оборудование минимальны, оно доступно многим. Но конкуренция здесь высока. «Успешен сейчас тот, кто предлагает именно ту музыку, которая нужна гостям, делая коктейль из жанров, улавливая настроение. Сейчас одного громкого имени диджея недостаточно. Люди уже не идут в клуб, прочитав известное имя на афише. Им нужна концепция мероприятия».
На голову выше
Говоря о нынешнем состоянии российского диджеинга, по мнению DJ Alex Vegas, в рамках клубной культуры за последние пять лет эта индустрия продвинулась заметно вперед. «Появилось много интересных и достойных музыкальных проектов, диджеев и продюсеров, которые ничем не уступают западным. Записываются и издаются на европейских лэйблах, продаются на популярных музыкальных интернет-ресурсах. К сожалению, их не так много, как в Европе. Но то, что делают наши ребята, достойно уважения. Также хочу сказать о коммерческой стороне и псевдодиджееях. Всё больше DJ стараются играть современные хиты, которые широко транслируются на всех популярных радиостанциях. Играя везде одно и то же и стремясь на этом заработать, они тем самым показывают свою никчёмность. Возникает вопрос – нужны ли нам такие диджеи? Мой ответ – нужны, но не в таком количестве, в котором они существуют сейчас». Наш собеседник также считает, что есть те, кто портит лицо современного диджеинга. Играя непонятно что и как, они называют себя диджеями, мелькают на телеэкране и гастролируют по стране. Хотя на деле, профессионалами их назвать нельзя.
Рассуждая о нынешнем состоянии индустрии, Dj Matroskin делает акцент на новый технический уровень. «Все поголовно перешли на «цифру». Теперь у всех есть ноутбуки или macbook с midi dj-контроллером. Подобные вещи имеют уже и начинающие диджеи. Начальный уровень таких аппаратов малобюджетен, серьезные стоят дорого». В разговоре эксперт затронул и тему жанра: «Сейчас идет волна deep hous'a. Хиты, которые звучат на радиостанциях «Европа плюс» и DFM, в большинстве своем именно этого направления».
Сравнивая российский и европейский диджеинг, оба наших собеседника едины в том, что наша индустрия находится на высоком уровне. «В России есть имена диджеев, которых знают и уважают в Европе», – говорит Dj Matroskin. – Экспериментов со звуком у нас меньше, хотя качество исполнения стало намного лучше». Солидарен с коллегой и DJ Alex Vegas. По его словам, многие европейские диджеи проигрывают в уровне мастерства и качестве работы нашим соотечественникам.
А судьи кто?
Как известно, кто заказывает музыку, тот ее и танцует. Да, да. Довольно часто заказчику не важно – на чем и что играет диджей. Важен результат. А результат – это веселые, танцующие гости мероприятия или посетители клуба. Правда, иногда бывают клиенты, которым нужен диджей «с расширенным опционом». «Пару раз встречал заказчиков, которые хотели, чтобы диджей прыгал, развлекал публику и вел мероприятие в микрофон – в общем, нужен был некий «многорукий многоног». Забавно слышать такие пожелания», – рассказывает Dj Matroskin. В разговоре о заказчиках DJ Alex Vegas подчеркивает, что их пожелания различаются в зависимости от формата мероприятия – будь то частная вечеринка или выступление в ночном клубе. При выборе диджея в основном просматривают промо- и демоматериалы. «Например, те, кто желает сотрудничать со мной, в первую очередь, слушают мои работы, предоставленные на специализированном интернет-ресурсе. Затем, учитывая их требования и формат события, начинается подготовка музыкального материала для выступления», – рассказывает DJ Alex Vegas.
Как бы ни менялись пожелания заказчиков, очевидно, что диджеи будут меняться вместе с ними. Но в любом случае, настоящие профессионалы своего дела сделают всё, чтобы как можно дольше оставаться повелителями танцпола. И неважно где – на светском мероприятии или в ночном клубе.
Историю и современность диджеинга изучила Наталья Манько
Комментарии