«У нас очень много денег», – заявил глава «Роснано» Анатолий Чубайс на корпоративе компании. Видимо, поэтому корпорация может позволить себе предновогодний праздник с коллегами. Но далеко не все могут это сделать. И это подтверждают организаторы мероприятий, ведущие, артисты. Корпоратива больше не будет? Такой вывод напрашивается после того, как федеральные представители event-индустрии подвели итоги предновогоднего сезона 2015 года. Те, кто в этом деле уже много лет, ставят крест на корпоративных вечеринках и говорят, что бизнеса в данном сегменте больше нет. Настолько ли ситуация патовая, и как обстоят дела с корпоративными праздниками не только в столице, но и в регионах – Artist.ru спросил у участников рынка.
Эвенторы-федералы говорят, что 2015 год – худший для них за всю историю их бизнеса. В подтверждение этого приводят цифры. «В 2007 году для российского артиста уровня Жанны Фриске или группы «Мираж» 90 выступлений за месяц было реально. В среднем это от трех до шести выступлений в день. По гонорарам – от 10 000 евро. Один миллион евро в месяц в декабре 2007 года – это уровень низкой ценовой категории. Топовые артисты, такие как Киркоров, Лепс, Михайлов тогда просили 50-100 тысяч евро за концерт. В то время музыкальные группы создавались специально под корпоративы, потому что «отбить» затраты можно было за один месяц», – рассказывает в интервью эксперт телеканалу «Дождь». Рынок упал по всем ценовым сегментам, заказов на звезд почти нет. Сейчас люди сами себя развлекают. Кто хоть как-то держится на плаву и имеет сейчас работу – это кавер-группы.
В канун праздника звезд активно приглашали на региональные корпоративные вечеринки. Правда, компаний, которые могли себе это позволить, немного. А Новый год отмечают практически все. Даже те корпоративные заказчики, которые «звезд» с неба не хватают и вполне довольны местными ведущими и артистами, в ушедшем году попридержали бюджеты или совсем отказали себе в удовольствии повеселиться с коллегами. Artist.ru обратился к представителям event-бизнеса, чтобы узнать: как завершился для них предновогодний корпоративный сезон, и что они думают – есть ли будущее у корпоративов.
Ведущая Наталья Стенина
Ситуация с новогодними корпоративами в 2015 году кардинально отличается от предыдущих лет. Количество заказчиков существенно сократилось. Если в прошлые годы к 1 ноября практически все предновогодние даты были уже забронированы, то в этом году заказы поступали за неделю-две до банкета. А один корпоратив у меня был заказан в день мероприятия, что крайне удивило. Заказчик до последнего не знал, будет бюджет на праздник или нет. Также имели место единичные примеры банкетов, на которых мы работали по времени меньше, чем обычно из-за ограниченного бюджета. Ближе к новогодним корпоративам началась еще одна беда – это их отмена. Многие ведущие остались без заказа за несколько дней до мероприятия, так как найти новый заказ практически не получалось.
Корпоративных заказов действительно стало меньше. Но это не значит, что в следующий предновогодний сезон их не будет совсем. Корпоративы были, есть и будут. Правда, снижение бюджетов, увы, неизбежно. Без работы мы не останемся, так как для русского человека не отметить Новый год в кругу коллег – немыслимо! Его так любят, что готовы находить любые выходы. В том числе переносить даты мероприятия на пару недель до или после праздника, что позволяет сэкономить на банкете и аренде.
Число корпоративных заказчиков на предновогодний сезон будет зависеть не только от состояния экономики страны, но и от того, как ты поработаешь на будущего клиента в течение года – как грамотно рекламируешь свои услуги и в частности продвигаешь себя в интернете.
Кавер-группа «Банда Карамба»
Отличие новогодних корпоративов 2015 года от предыдущих лет в том, что они «размазаны» по декабрю и январю, а не сконцентрированы в предновогоднюю неделю. Наша новогодняя кампания началась 5 декабря, а закончилась 23 января. Что интересно, звонков и запросов на корпоративные мероприятия отмечено больше, чем в прошлом году. Мы работали и с новыми, и старыми заказчиками. Но в целом некоторый спад корпоративов присутствует. Будущее у корпоративов, несомненно, есть. Другое дело, что время «лёгких» денег прошло, и за кусок пирога рынка праздничных услуг приходится побороться.
Ведущий, клубный МС и танцор Николай Королев
Считаю, что это направление полностью не сойдет на нет. Бюджеты будут сокращаться. Это уже произошло в сезон зимних корпоративов 2015 года. У меня он разительно отличается от сезонов прошлых лет, прежде всего, количеством проведенных мероприятий – их стало меньше. Было много обращений и звонков по поводу проведения корпоративов, но за очень маленькую для меня сумму гонорара. Это связано с серьезным демпингом цен со стороны коллег и экономической нестабильностью. Я в свою очередь, увеличил стоимость своих услуг на 30%, основываясь на уровне инфляции, личном росте в профессиональном плане и законе «краткосрочная жизнь востребованности ведущего».
Потребность заказчика в мероприятиях, сближающих сотрудников и пропагандирующих корпоративные ценности, будет всегда! Невозможно успешно работать, не отдыхая вместе и не мотивируя персонал. Даже когда совсем плохо, организация праздника для компании – это луч света в темном царстве. Будет большое сокращение числа организаторов, агентств и ведущих, так как кризисное время – это санитар экосистемы event-индустрии.
Ведущий Евгений Захаров
Предновогодний период прошел хорошо. Конечно, его тяжело сравнивать с сезонами двух-трехлетней давности. Сейчас считается нормой провести 10-12 новогодних корпоративных мероприятий, более 12 – это уже успешный предновогодний чес. Три-четыре года назад среднее количество новогодних корпоративов смело переваливало за 20, а иногда и за 30! Достаточно часто случалось проводить по два-три корпоратива в день. Думаю, этого сравнения достаточно, чтобы понять, что в стране кризис. Вообще рынок event-услуг, как лакмусовая бумажка экономики страны – реагирует первый.
Сегмент корпоративных мероприятий не просто снижается, он в какой-то степени рухнул. Множество компаний отказались от корпоративных праздников вообще. Одни в пользу премий сотрудникам, другие продолжают проводить такие мероприятия, но существенно снижают бюджеты. Некоторые компании делают праздник только для топ-менеджеров и управляющего состава, хотя раньше приглашали всех сотрудников.
Это направление event-рынка хоть и уменьшается, но полностью не исчезнет. Многие думают корпоратив для того, чтобы сотрудники отдохнули и расслабились. Это, скорее, следствие. Главная причина организации корпоративных мероприятий – это поднятие корпоративного духа сотрудников и мотивация. У этого фактора много положительных последствий. Успешные руководители знают это правило и активно пользуются им. Как только экономическая ситуация нормализуется этот сегмент начнет расти. Появятся небольшие компании, которые смогут себе позволить новогодний праздник.
Как пройдет нынешний корпоративный сезон покажет 2016 год. Главное, поменьше слушать пессимистические прогнозы, развиваться, искать новые пути и возможности и держать хвост пистолетом.
В будущее корпоративов заглянула Наталья Манько
Комментарии