Не хлопайте плохим артистам! О жалких танцорах, бездействии клиентов и «Столе»
Вход
Регистрация

Не хлопайте плохим артистам! О жалких танцорах, бездействии клиентов и «Столе»

20.09.2016
4194
#Мнение

Хореограф Алёна Захезина собрала свой первый танцевальный коллектив из одноклассниц еще в 15 лет. В этом возрасте она уже четко поняла, что танец – это то, чем она хочет заниматься всю жизнь. Всё, что она делает, лишний раз доказывает это. Самобытному и непохожему ни на кого танцевальному театру «Фора», который она организовала, почти 16 лет. И все годы бессменный состав – это нонсенс в мировой танцевальной истории. Алёна ставит не только трехминутные миниатюры со своим сюжетом, драматургией для коммерческих мероприятий. Она замахнулась на спектакль и во второй раз представит публике «Стол» в ТЮЗе 8 декабря. Накануне мы поговорили с Алёной о том, чем нынешний «Стол» отличается от прежнего. А также не могли не затронуть тему современных шоу-балетов, деградации жанра и излишнем терпении заказчиков.

Повторить «Стол» невозможно

Идея и сюжет спектакля те же. История о жизни четырех героинь, о сложной и неоднозначной любви и дружбы четырех совершенно не похожих друг на друга женщин. Почему «Стол»? Это то, что объединяет, вокруг него происходит много событий в жизни людей. Но это не значит, что мы покажем то же самое. Хореографы, которые имеют право такими называться, не могут поставить дважды один и тот же спектакль. Повторный перфоманс всегда иной. Чем отличается кино от спектакля? В театре каждый раз актеры по-другому играют. Настоящее проживание той или иной роли на сцене определяется твоим настроением, мировосприятием на сегодняшний день. Нынешний «Стол» я изменю, модернизирую, реконструирую. Я повышу планку: навернем спецэффекты, изменим партитуру света, лексику, хореографию, актерскую работу, режиссуру – я сделаю чуть острее сюжетные повороты. Будет более точно и ювелирно.

 

Мне снова страшно. Я не могу позволить себе в этом году быть хуже себя прошлогодней или быть такой же. Мне нужно обязательно превзойти. «Стол» настоящий, он основан на реальных событиях, это даже не по мотивам чьей-то жизни. Это реальная история. Поэтому в репертуаре такой спектакль физически показывать невозможно, он требует огромных энергозатрат. Страшно еще раз подвергать себя этому. Мы в нем очень честные.

Я жуткий перфекционист, не успокоюсь, пока не будет идеально. Не смогу спать, есть – я буду всё переделывать. В прошлом году сделали декорации к спектаклю – четыре локации высотой восемь метров. В них начинается история каждой героини – там она маленькая девочка и взрослая женщина. Делали декорации полтора месяца. Когда увидела их, сказала, что всё не то – нужно переделывать. Денег жалко. Но либо пан – либо пропал. Если ты согласишься на сделку с полумерой, никогда не сделаешь чего-то особенного.

Заставьте публику перестать есть

Необязательно играть полноценный спектакль, чтобы донести до зрителя важную и глубокую мысль, заставить о чем-то задуматься. Даже за короткий номер можно пробить публику и достучаться до нее. Я испытываю одинаковые ощущения от выступления на сцене театра и ресторана – мне нравится то и другое, я кайфую. Миниатюры «Форы» длятся три минуты. Сидит гость с котлетой и салатами, и вдруг на середине программы остановился – не жуется у него дальше кусок. О класс, прошибло!

Раньше нас спрашивали: перед хавающей публикой не стыдно выступать? Нет, почему должно быть стыдно? Танцуй так, чтобы гости есть перестали. Я себе ставлю именно такую задачу. В этом мой интерес.

 

Необязательно номера должны быть с серьезным сюжетом и смыслом. Есть жанр варьете – красиво ходить с перьями по сцене. Люблю варьете. Но надо делать его классно, а вот с этим проблемы. Мое твердое убеждение – выход на сцену должен быть закрыт некрасивым людям. Профессия обязывает тебя быть привлекательным и следить за собой. Самое главное в варьете – открытое тело: небольшие трусики, бюстгальтер и огромные перья. Без стройного, подтянутого тела здесь просто невозможно. Но некоторые танцовщики (если их можно назвать таковыми) позволяют себе выходить на публику в неподобающем виде. Мне всегда очень стыдно! Хочется выйти к зрителям и сказать: «Закройте глаза, пожалуйста!»

Прекратите хлопать плохим артистам!

Я поражаюсь, сколько шоу-балетов стало! Откуда они взялись? Кто их заказывает? После появления «Тодеса» шоу-балетом стали себя называть все, кому не лень. Я уже думала, когда кто-нибудь догадается и введет градацию? Например, ты же не можешь просто так назваться мастером спорта? Ты должен подтвердить этот звание. Я бы хотела, чтобы в танцах было то же самое. А у нас получается, что собрались три-пять подружек, решили, что умеют танцевать, купили лоскуты ткани, завязали на бедрах, назвались шоу-балетом и пошли выступать один-два раза в месяц, а в будни работают в офисе. В том, что их столько развелось, виноваты заказчики. Ведь спрос рождает предложение. Собираются пятерками и ездят по мероприятиям разными составами, как группа «Стрелки» в 90-е годы, которых в лицо никто не знал. Света сегодня не может, звонят Ире.
– Ира, поехали.
– Так я ж не танцевала никогда этот номер.
– Ничего страшного, в автобусе научим.

Мне непонятно, почему заказчики не предъявляют претензии? Ты на фото посмотрел шоу-балет, заказываешь его, приезжают вообще другие люди. Тебе, может, вообще блондинка понравилась, ты ради нее заказал шоу-балет, а она не приехала. Ты имеешь право сказать: «Стоп, девочки. Другую команду мне не надо, деньги назад». Как происходит обычно? Каждый раз одно и то же. Банкет уже идет, настроение никому портить не хочется, раз приехали пусть уж танцуют.
Из года в год всё крутится на очень низком уровне, нет никакого роста. Виноваты те, кто молчит, смотрит, еще и хлопает. Потому что так принято. Зачем?! Как воспитывать? Я не даю чаевых официантам, которые плохо меня обслужили не потому, что я жадная. Только так я могу поменять отношение к сервису. Здесь то же самое. Почему заказчики не предъявляют претензии организаторам праздника? Надо хоть раз испортить настроение, и сделать это должен не заказчик, а организатор. Они должны предъявлять требования к шоу-балетам. Но этого не делают.
– Ой вы знаете, нас сегодня трое будет.
– Как, в смысле трое? Мы заказали коллектив, вас пять человек. Вы сколько стоите, пять тысяч? Раз приехали втроем, вот вам три тысячи рублей.

Или другая история:
– Вы заказали у нас номер «Матрешки», а мы забыли сережки, и у нас будут не «Матрешки», а «Тютешки».
– Будут «Тютешки», домой поедете без гонорара.

Хоть раз бы так сделали, может, танцевальные коллективы начали бы думать о чем-нибудь и что-то менять.

Я за жесткие меры. Ничего не изменится, пока публика будет терпеливо кивать и хлопать в ладоши. Прекратите хлопать плохим артистам! Пусть они хоть раз уйдут в гробовой тишине! Вряд ли, конечно, это их изменит. Но хоть честно будет.

Может, хоть одна танцовщица задумается и не пойдет больше в кафе есть бургеры, начнет делать антицеллюлитный массаж или хотя бы колготки плотные наденет, чтобы я не видела то, что не должна видеть. Это просто неэтично.

Надо разворачиваться и уходить со сцены

Такие коллективы очень низко опускают общий уровень танцевального жанра в целом. Мы сталкивались с последствиями всего этого. Они сильно влияют на цену. Зачем ставят такую низкую стоимость? Безнадега и жажда наживы заставляет опускаться до примитивных вариаций танца, костюмов из дешевой ткани. Потом невозможно доказать заказчику, что между коллективом «Лапотушки» и танцевальным театром «Фора» пропасть. Для него все коллективы становятся одинаковые. Пару раз, посмотрев на выступление дешевых шоу-балетом, в третий раз заказчик скажет: «Шоу-балетов больше не надо!» Даже если он обратится в профессиональное event-агентство, которое предложит классных танцоров, заказчик скажет: «Ой, нет, мы уже нахлебались».

Заказчики боятся разврата, уже, видимо, обжигались с этим. Даже просят: «Пусть только ноги у танцовщиц будут закрыты». Виноваты в этом шоу-балеты, которые позволяют себе иметь такую внешнюю форму и такое поведение, когда появляются мысли о легком поведении. Площадки бывают разные, иногда артисты работают очень близко с публикой. Представьте, девушка встала в полуметре от гостя, он взял ее и потрогал. Она молчит. Он вышел к ней, начал пьяный с ней рядом танцевать. Она хохочет, кружится и дальше работает. Пока ты позволяешь, он будет так себя вести. Это не он виноват, а ты. Нужно развернуться и уйти, когда подошел пьяный гость. Мы стали так делать. Отсюда закрепилась слава, что «Фора» скандальная, со мной невозможно работать, я грубая. На самом деле, я не требую ничего сверх, только условия для работы – чтобы не было мокрого пола после шоу мыльных пузырей, люди не выходили на площадку во время номера и нормальный звук. На одном корпоративе я объяснила всё это организатору и ведущему. Гостям сообщили об этом, но во время номера к нам вышел пьяный гость и давай плясать гопака. Я предупредила, если ситуация повторится, я закрою шоу, верну гонорар, и мы уйдем. Люди ведь как думают… «Ну, конечно. Вы возьмете и уйдете? И денег не пожалеете?» На этом же мероприятии история повторилась. Я поняла, если сейчас не уйду, буду обречена это терпеть дальше. И пусть сегодня потеряю деньги, этого заказчика, эту площадку, но я не потеряю свое достоинство. Мы посреди номера остановились и ушли.

 

Кто-то должен психануть

Шоу-балеты опускаются до уровня зрителей. А надо наоборот – публику подтягивать, дисциплинировать ее. Неважно, на какой площадке работаешь. Ты артист, ты на сцене.

Публика, которая на тебя смотрит, должна увидеть то, чего она не может увидеть в зеркале. Ты должна превосходить, должна быть в чем-то круче. Только тогда имеешь право выходить на сцену.

Артист должен превосходить рекламу. Большинство шоу-балетов уступают ей. Заказчик получает совсем не то, что видел в рекламе. Выбирал одно, а по факту видит другое: состав меньше, лица, костюмы другие. Мне всегда жалко заказчика, который смотрит на подобие того, что он выбрал изначально. У него же праздник, он красиво хотел, а тут такое…

Многим event-менеджерам проще работать с простыми, недорогими коллективами. Продавая их, они больше заработают. Им выгодней работать с теми, у кого нет требований по райдеру, кто в отсутствии гримерки согласится переодеться возле мангала. Им выгодней танцоры, которые согласятся выступать после шоу мыльных пузырей. Будут поскальзываться, падать, смеяться, но продолжать работать. На это все согласны – шоу-балет, заказчик, организатор, поэтому будет продолжаться и дальше. Пока кто-то из них не психанет, ничего не поменяется.


Рассуждения о танцевальных коллективах записала Наталья Манько

У вас есть профессиональное мнение, и вы хотите поделиться им с читателями портала – вашими коллегами по цеху и потенциальными заказчиками? Сообщите об этом редактору в письме с пометкой «У меня есть мнение».

Комментарии

Группа ГОДЖИ
4.10.2016
согласен. но особенно много лабухов среди кавер групп. это кошмар. это дно. это ниже плинтуса.+демпинг
Танцевальный проект LEGION 96, Дуэт DAVID&KO
4.10.2016
Полностью соглашусь. Также неоднократно сталкивались с непонятными "шоу-балетами", особенно, когда высказываешь свое мнение по их работе... Вы что?! Вы нам всю жизнь испортили и отбили желание танцевать!!! Такой раздув в соц сетях устроят, что потом на самом деле просто перестаешь хлопать таким "шоу балетам"
Ведущий, пародист Роман Дорохин
4.10.2016
То что Алёна и ее команда достойны восхищения и особого внимания- это знает каждый уважающий себя ведущий и организатор, и не потому что они ( Фора) высокомерны, или пафосны- а потому что, они любят свое дело и относятся к своему труду ни как к очередному вкладу за кредит в банке, или простое получения конвертика с гонораром, а как к своему призванию - продвигать искусство и культуру в массы. Кто то мне может возразить, дескать " а чего это? Кто сказал что они особенны, и являются примером для подражания?". А я господа Вам отвечу, как-то я назвал их неправильно, то-ли ляпнул шоу балет, то-ли сказал "театр танца", а потом увидел взгляд выходящей Алёны на номер.... это знаете все равно что сказать " твой ребёнок идиот" в глаза матери. И тогда я понял, человек живёт этим, и показывает зрителю не номер и даже нн шоу, а авторское произведения искусства. И коль он потратил время на создания данного произведения, будь добр господин ведущий представь его достойно и правильно!
Ведущая Елена Солнечная
4.10.2016
Отличная статья, всё в точку! Увы, эпидемия непрофессионализма захватила не только event-сферу. Многие в погоне за якобы легкими деньгами забывают о качестве продукта. Это печально!
Но изменить ситуацию может каждый - нужно всего лишь быть честным и не бояться сказать, что артист "так себе". Тогда артисты либо начнут исправлять качество своих номеров, либо уйдут из этой сферы обратно в офис)
Михаил Албулов
4.10.2016
Очень дельная статья. Во многом согласен с Алёной. Надо держать марку. К сожалению, вспомнил пару случаев, касающихся, в т.ч., и коллективов "именитых", когда ни мы с супругой, ни заказчица не стали "портить никому настроение", а стоило. Оглашать имена сейчас не буду, поезд ушел, но все описанное в статье ой как актуально и имеет место быть. Несколько моментов уяснил и для себя. Спасибо, Алёна; именно мы, артисты, можем и должны повышать планку нашего же рынка, и делать это качественно и достойно.
показать еще комментарии

О проекте

Copyright Artist.ru, 2010 - 2024 Все права защищены.
При использовании информации с сайта Artist.ru активная ссылка обязательна.
Политика конфиденциальности

Разделы сайта

Мобильное приложение





Мы в социальных сетях