Творить чудеса – его профессия. Глядя на его работу со стороны, кажется, что всё легко и получается само собой. Хотя за каждым номером, каждой иллюзией кроются огромный труд, желание постоянно совершенствоваться и любовь к своему делу, которому верен с подростковых лет. Чем удивить взрослых, почему чиновники тоже люди, есть ли дружба в шоу-бизнесе – об этом и многом другом мы разговаривали с виртуозным иллюзионистом Александром Плотниковым.
Александр, мы беседуем накануне премьеры Вашего нового шоу Alakazam. Что кроется за этим таинственным названием?
Alakazam – это что-то загадочное, волшебное, наподобие абракадабры.
Будет что-то, чего зритель еще не видел?
Обязательно. Мы покажем и полюбившиеся номера, и новые. Предполагаются как зрелищные, так и шуточные, интерактивные номера, а также лирические, с философским подтекстом, после которых, возможно, люди задумаются о нашей жизни, о чем-то глубоком. Формат шоу семейный. Будет интересно всем – и детям, и взрослым.
А нынешние фокусы отличаются от тех, что были, например, пять-десять лет назад?
Отличаются. Раньше людей было проще удивить. Дети удивляются до сих пор, а со взрослыми сложнее. Люди много где бывают, много что видят. Опять же, последствия нашей современной жизни – взрослые становятся скептиками, и их уже чем-то простым не проймешь. Современные технологии также накладывают отпечаток и на фокусников.
То есть меняется технология номеров.
Да, сейчас важно не столько что ты показываешь, а как ты это делаешь. Но в то же время хочется зацепить человека за живое. Мне важно не просто что-то показать. Мне важно, чтобы после моего выступления у зрителя осталось что-то в душе. Может, он через время и не вспомнит сам номер и мое имя. Главное, у него останутся приятные воспоминания.
А чем отличаются фокусники от иллюзионистов?
(Смеется). Ооо, это один из самых популярных вопросов. В русском языке слово «фокусник» имеет, скорее, негативный окрас. Иллюзионист звучит более приятно. Понятие «фокусник» более широкое. Иллюзионист – это человек, который показывает различные иллюзии, большие иллюзионы. Сколько мы с друзьями не копались в терминологии, особых различий не нашли. Можно еще называться волшебником, шайтаном, шаманом…. Суть работы от этого не меняется, она та же. Для детей лучше называться волшебником. Когда у моего сына спрашивают, кем папа работает, он отвечает – волшебником.
В трудовой книжке у Вас тоже записано «волшебник»?
Это секрет (смеется).
А Вы можете усилием воли передвигать предметы в пространстве или гнуть ложки, как Ури Геллер?
Запросто! Умение гнуть вилки и ложки когда-то сделало мне имя.
Кто-то из ваших коллег обладает такими талантами?
Я не знаю, что именно мои коллеги показывают, мне сложно оценивать их. Мы с коллегами-иллюзионистами практически не пересекаемся на выступлениях, так как представляем один жанр.
С коллегами дружите или конкурируете?
Знаю, что дружат акробаты, клоуны, ведущие. А вот в нашем жанре все сложнее, даже не знаю почему. Каждый считает себя лучшим, кто-то свысока смотрит на всех остальных. Я этого не понимаю.
Может, в шоу-бизнесе не бывает дружбы?
Дружба в шоу-бизнесе есть, особенно среди умных людей. Я стараюсь со всеми дружить, открыт для общения. Если кто-то обращается ко мне с просьбой или за советом, я по мере сил и возможностей помогаю, чем могу, направляю, подсказываю.
У вас есть кумиры? На кого-то равняетесь из знаменитых коллег?
В основном на западных иллюзионистов. Сейчас очень выделяются корейцы, они впереди планеты всей по сценической манипуляции.
А такие известные на весь мир имена, как Дэвид Копперфильд, Ури Геллер…
Копперфильд – замечательный иллюзионист, очень яркий артист. Есть такие имена, как Ланс Бартон, Джефф МакБрайд, Дэвид Стоун, Скотт Александер, Уэйн Добсон и много-много других. Чему-то у одного учусь, чему-то у другого.
Иллюзионизм это, по сути, обман.
Слово «обман» имеет, мне кажется, негативный оттенок. Я бы это назвал введение в заблуждение (смеется).
Хорошо, давайте так. Что зрителей притягивает во всем этом? Они хотят быть обманутыми, ну или веденными в заблуждение?
Я думаю, притягивает то детское ощущение чуда, которого так не хватает взрослым – вот сейчас что-то будет, случиться что-то волшебное. Происходит то, чего на самом деле быть не может.
Бывает такое, что на корпоративах или свадьбах, гость, глядя на ваше выступление, говорит – я так тоже могу?
Бывает.
Как реагируете, Вас это не задевает? Художника ведь обидеть легко.
А на что тут обижаться? Самый частый случай, который происходит, это когда вынимаешь колоду карт, а кто-то из зала кричит: «Я знаю этот фокус!». Какой фокус? Я пока всего лишь достал колоду карт. В общем, смешно. Бывают люди, которые хотят не удовольствие от номера получить, а разгадать фокус. Для них это хитрая головоломка, которую необходимо разгадать.
И как – удается им это?
Кто его знает… Для себя, наверное, этот зритель как-то объясняет фокус. Не факт, что он докопался до сути и действительно понял – в чем секрет. Но он убедил себя в том, что теперь знает как это делается, поставил себе галочку – какой он молодец. Да пожалуйста, мне не жалко. Он тоже получил от этого удовольствие. Главное то, что делаю я, мои коллеги, артисты не оставляет людей равнодушными.
Равнодушие для Вас хуже, чем негативная оценка Вашей работы?
Гораздо. Вообще равнодушие в жизни убивает. В моей практике был единственный случай, когда мне девушка на форуме написала, что она не любит фокусы. Говорит, вы замечательно работаете, всё красиво, но мне не нравится в целом этот жанр. Значит, человеку не нравится удивление, момент неожиданности, чудеса или когда его «обманывают» – и такое бывает.
Хотела спросить, какое самое неожиданное мнение Вы слышали о своем шоу. Наверное, как раз и есть этот случай.
(Задумался). Был еще один, но он нецензурный (смеется).
Расскажите, неприличные слова мы запикаем.
Был фокус с веревками, вокруг меня собрались человек 50. Показываю три веревки разной длины, потом они становятся одинаковыми. Гробовая тишина. И вдруг какой-то мужчина громко, на весь зал произносит: «С........!!!»
Здесь уже надо пикать?
Да (смеется).
Пииииии…..
То есть это была высшая степень восхищения увиденным.
Скорее всего. Очень неожиданно. Спасибо, конечно, за столь высокую оценку моего творчества. Весь зал после этого разразился смехом.
Александр, Вам приходится выступать перед очень разной публикой. Как относятся к иллюзионному жанру деловые, состоявшиеся люди? К примеру, работаете на банкетном мероприятии, а там серьезные дядечки…
Они относятся замечательно. Хотя часто бывает, что перед началом банкета организатор проводит инструктаж всех задействованных в программе артистов и говорит – мол, вот к столику №1 лучше вообще не подходить, не надо их трогать, в общем ни-ни. Люди там важные, высокопоставленные. А на самом деле они такие же люди, несмотря на то, что депутаты, чиновники, бизнесмены… Они так же, как и все, любят веселиться, хотят удивляться. Бывает даже сидят и ловят твой взгляд – ну дай же и нам возможность поучаствовать. И вот тут главное не струхнуть, почувствовать момент, когда можно человека вызвать к себе на сцену. Если он отказался, ну нет – так нет, настаивать не надо. А когда ты видишь, что он готов тебе помочь, нужно использовать эту возможность. Шутка с генеральным директором всегда проходит на «ура».
Вы считаете себя артистом?
Думаю, да. Актером – нет, артистом – да.
А чем они, по Вашему мнению, отличаются друг от друга?
Актер – это человек, который перевоплощается, играет роль. Замечательная профессия, с большим уважением отношусь к этим людям. А артист играет самого себя.
Каков ваш главный посыл как артиста к зрителю?
Чудеса происходят вокруг нас. Но часто мы их не замечаем и проходим мимо. Жизнь более яркая, разнообразная и интересная, она не заканчивается работой, домом и компьютером. Цените жизнь, верьте в чудеса, сами творите эти чудеса вокруг, сами будьте тем чудом, которое делает мир вокруг ярче.
Беседовала Наталья Манько
Комментарии
Надеемся, что СКОРО тюменская публика увидит полностью шоу Александра в театре "SK-magic", гастроли которого начнутся с 1 мая 2015 года. Это, на сегодня. единственный театр в России. И он СКОРО в ТЮМЕНИ!
Всех ждем на шоу Александра в нашем театре!