Александра Шарапова начинала карьеру как детский клинический психолог, но после рождения дочери ушла в педагогику и, как следствие, в детскую анимацию.
Сегодня основательница музыкального театра «Старинный фонарь» создает не просто спектакли и детские программы, а старается привнести элементы воспитания, образования и развития в каждую программу и спектакль.
Казалось бы, детская анимация сейчас на пике популярности и продолжает набирать обороты. В ход идут невиданные шоу, супер-декорации, фейерверки, фокусы, интерактивные стены, дополненная реальность, горы яркого реквизита.
Однако тот, кто работает в самой индустрии праздников, понимает, что она сейчас проживает свой золотой век и медленно, но неотвратимо клонится к закату.
Все чаще и чаще родители просят «что-то новенькое» и «недорогое», их трудно уже чем-либо удивить, а агентствам сделать праздник по-настоящему ярким и запоминающимся год от года все труднее, несмотря на наличие артистов высокого уровня. Это происходит во многом потому, что в жизни каждого ребенка уже накопилось достаточное количество стандартных детских праздников, чтобы они тоже начали в них разбираться. А дети – самые суровые критики, которые способны простить непрофессионализм, но не прощают безразличия.
Вообще говоря, детские праздники, сделанные профессионалами и пущенные на поток – это как самолет: гениальное изобретение и, в то же время, в непрофессиональных руках – чудовищная и опасная машина. И покупка детского праздника у профессионала так же снимает с вас ответственность, как покупка билета на самолет: можно просто сесть в салон и позволить воздушному судну самому перенести вас в нужное вам место. Как просто.
Но вот незадача, праздник куплен, куплен дорого у лучшего агентства в городе, а дети почему-то сидят под стулом… или еще хуже, смотрят в телефон и вовсе не горят желанием восхищаться необыкновенным шоу… И мы сейчас даже не затрагиваем тему низкого профессионализма многих детских артистов, мы говорим про лучших. Почему так происходит?
Во-первых, потому, что некоторых детей заранее избаловали и уже «перекормили» праздниками (и их, к сожалению, становится все больше). В них уже воспитано потребительское отношение к анимации ("ты должен нас развлекать"), такие дети могут даже нарочно портить реквизит, провоцировать ведущего, смеяться над ним; могут даже укусить или ударить.
Во-вторых, некоторые дети разочаровались в праздниках после неудачного опыта участия в стандартных программах с непрофессионалами. Те, кто не любит безликие громкие игры и наигранные эмоции недорогих артистов, потом теряют веру в людей и могут отказываться от участия даже в безобидных играх с душевными ведущими, недоверчиво смотреть самые лучшие программы.
В-третьих, дети привыкают, что любой купленный праздник спланирован заранее, и их ведут по готовому сценарию с готовыми фокусами и реквизитом. И тогда легко разучиться фантазировать и выдвигать гипотезы – «все равно нельзя сделать из этих палок паровоз, потому что Симка сказала, что надо делать плот». И еще это очень опасно тем, что дети, воспринимающие из своего прошлого опыта праздник как яркую карусель отдельных игр, не любят предпринимать лишних усилий при столкновении с трудностями. Трудное задание для команды? Надо просто крикнуть «А какие игры у вас еще есть? А скоро торт?»
В-четвертых, управляемые ведущим, априори главным (а также потеряв возможность подолгу играть со сверстниками на детских площадках, как раньше), дети теряют способность играть и договариваться сами. Часто они не могут организовать игру без аниматора, сталкиваясь с самыми обычными коммуникативными трудностями: не могут решить, кто будет ведущим; не знают, как уладить спор, не могут придумать идей или увлечь своей идеей других.
Таким образом, в современном обществе классический подход к индустрии праздников может провоцировать у детей разочарование и жестокосердие, а уж к чему приводит острая нехватка спонтанной сюжетной игры, сложности в проявлениях фантазии и творчества, коммуникативные трудности, – лучше спросить психологов.
Нужен! Более того, необходим! Потому что, как мы писали выше, многие ребята просто не могут в игре обойтись без руководства старшего. Но нужен аниматор грамотный, а не просто «человек в нереально крутом костюме».
На наш взгляд, такие требования к аниматорам достаточно строги (хотя к нашему описанию подходит особо креативная часть и без того работающих с детьми вожатых и педагогов), но зато экологичны, ведь детский праздник – это не повод померяться кошельком, или купить любовь своего ребенка.
Детский праздник – это про самих детей и их игру, и мы можем радоваться, если увидим игру, в которой можно фантазировать и творить, уважать друг друга, думать и проявлять себя. А такую игру поможет создать только любящий детей человек.
Александра Шарапова
Руководитель музыкального театра «Старинный Фонарь», детский психолог, педагог, работающий в русле игровой педагогики
Комментарии