Кто, как не фокусник, может сделать праздник волшебным? Что, как не профессиональное шоу иллюзионистов, вызывает у зрителей ощущение чуда и восторг от встречи с непознанным? Правда, развитие электронных технологий все реже мотивирует современную публику удивляться. Какой бы финт ни выкинул чародей XXI века, в зале обязательно найдутся скептики, которые постараются найти обычное объяснение любому трюку.
Что же предпринимают фокусники современности, чтобы впечатлить даже недоверчивого зрителя? Как изменяется реквизит, используемый для создания сценических иллюзий? Что ждет искушенную публику в будущем?
«В своих выступлениях я применяю мобильные телефоны, умные часы, планшеты, - говорит иллюзионист Павел Карахтанов. - А чтобы сделать это грамотно, важно вовремя и гармонично соединить новую технику с классическим с фокусом. Тогда это будет красиво. Для трюков с фотоснимками, например, можно использовать карманный принтер. Однако на светских мероприятиях, куда люди приходят в смокингах и вечерних платьях, гаджеты выглядят не очень эффектно. Здесь публика предпочитает более традиционные артистические приемы».
Андрей Лаптев, который вместе с двумя коллегами создал проект под названием «Айфономагия», со временем убедился, что на сцене не стоит злоупотреблять мобильными телефонами и планшетами:
«Зрители отлично на них реагируют, и все же такие номера желательно разбавлять более оригинальными. Есть множество гаджетов, о которых широкая публика ничего не знает. Один из них — вибронакидка. Ее легко замаскировать так, чтобы люди неожиданно ощущали прикосновения «невидимки». Существуют еще детекторы телефонов, браслеты, запрограммированные на движения рук, и много другой техники, с помощью которой можно производить впечатление на зрителей».
Один из самых молодых иллюзионистов Назар Каюмов считает, что реквизит для современных фокусов нужно разрабатывать вместе со студентами факультетов робототехники:
«Там серьезные ребята. Они придумывают то, что удивит любого. Круто, когда зритель загадывает название города, после чего оно появляется на ТВ-панели перед всеми гостями. Много интересного можно сделать с электронными часами, которые коннектятся с телефоном. Я всегда использую в своих трюках электронику. Правда, в чем секреты фокусов с айфонами, люди уже начинают догадываться, поэтому им нужно постоянно предлагать что-то новое».
Павел Карахтанов старается сотрудничать, прежде всего, со специалистами по сценическим декорациям:
«Лучше искать не одного универсала, а нескольких. Именно так поступают фокусники всего мира. Они работают в команде, где каждый отвечает за свое. Один знает, как сделать, чтобы сцена поднималась и опускалась, но не представляет, как превратить этот процесс в магический. А другой, наоборот, мало разбирается в механике, зато умеет придумывать креативные трюки».
Андрею Лаптеву повезло найти двоих классных мастеров, один из которых творит чудеса в электронике, а другой - столяр-профессионал. Вместе они создают то, что на сцене иллюзионист превращает в атрибуты волшебства.
Есть у нового поколения фокусников и виртуальный помощник — голосовой. Они активно используют голосовые электронные программы. Причем, независимо от того, какая из них лучше в обиходе, для создания эффектных иллюзий, по общему мнению, особенно подходит Siri:
“Благодаря голосовым помощникам можно делать много интересного. Например, угадывать карту, заданную зрителем, удается, если заранее подготовить определенные видеоролики и в нужный момент незаметно включать их на экране мобильника», - делится секретом Андрей Лаптев.
Один из любимых гаджетов современных иллюзионистов — микронаушники. После скрупулезной и длительной подготовки трюков артисты иллюзионного жанра предсказывают зрителям судьбу (конечно, счастливую), а те и не догадываются, что предсказания фокусникам диктует Siri из миниатюрного гаджета.
Волшебный эффект производят многие аксессуары для мобильных телефонов, если их хорошо замаскировать.
«Достаточно незаметно включить блютуз-колонки, спрятанные в твоем кармане, - и в тот же момент зазвучит мелодия, которую пожелал услышать зритель», - подтверждает Назар Каюмов.
Молодые отечественные иллюзионисты пока редко выступают в масштабных шоу. Зато быстро оттачивают мастерство в микромагии, которая требует максимальной ловкости рук и мгновенной реакции артиста. Так что в ходу у них гаджеты, предназначенные для чудес на расстоянии вытянутой руки, а еще — карманные устройства самих зрителей. Последние, между прочим, помогают охватить всех собравшихся «ковровыми» смс-рассылками с праздничным или загадочным содержанием.
«Как они работают? Примерно так же, как рассылки тематических сообщений автомобилистам, приехавшим на мойку, - рассказывает Андрей Лаптев. - Правда, это спам, который в нашей стране не поощряется. К тому же артисту он обходится дороговато».
Тем временем известные иллюзионисты мира удивляют широкую публику сложными оптическими эффектами наподобие «растворения» в воздухе людей и крупных предметов, роли которых играют трехмерные изображения - голограммы. А впрочем, звезды порой изобретают супертрюки, используя традиционный реквизит. Исполнить знаменитый номер с исчезновением из вида американской статуи Свободы Дэвиду Копперфильду помогли прожектора, большой экран и умелые ассистенты.
Специалисты по микромагии в своих трюках тоже не пренебрегают привычными вещами. Берут, скажем, тоненькие канцелярские резинки, собирают вокруг себя ватагу ребятни и становятся едва ли не главными героями детского праздника.
«Это настолько универсальный реквизит, что некоторые иллюзионисты всю жизнь показывают фокусы только с канцелярскими резинками, - сообщает артист Александр Напорко. - Они просты, практичны и впечатляют кажущейся доступностью своих секретов. На самом деле разоблачение таких фокусов требует профессионального мастерства. Тот же Копперфильд популяризовал трюк с проходящими друг сквозь друга резинками. С тех пор он входит в репертуар многих знаменитых иллюзионистов».
Среди артистов не меньше известен трюк с резинкой, как бы проходящей сквозь большой палец кисти. В действительности этот аксессуар перекручивается особым способом, что требует безупречной ловкости рук.
Да, порой даже незатейливые фокусы производят на зрителей сильное впечатление, если их показывают с интересным звуковым сопровождением. Это может быть энергичная, драйвовая музыка, или медитативная мелодия. Если же фокусник во время трюка умудряется выступать еще и как артист разговорного жанра, его можно считать виртуозом. Нужные слова, сказанные вовремя, не только усиливают эффект от увиденного, но и отвлекают внимание дотошных зрителей от хитростей, скрыть которые — задача любого иллюзиониста.
«У каждого фокуса должен быть продуманный текст, - уверен Павел Карахтанов. - Если не подготовлены шутки, подходящие к тематике трюка, публика может сказать: «Эта программа — фигня». Потому что важен не столько новый гаджет, который ты используешь, сколько эффект выступления. Кстати, не стоит нагнетать серьезность, строить из себя иллюзиониста будущего. Номер должен получиться цельным, легким и веселым».
Назар Каюмов согласен с коллегой:
«Зритель запоминает не сам фокус, а эмоции которые он получил».
Профессионалы умело применяют всевозможные гаджеты, многие из которых на российском рынке появились недавно и не известны большинству зрителей. Особенно интересными получаются традиционные трюки, усиленные с помощью электроники.
И все же технические устройства для иллюзиониста — не главное. Они играют лишь вспомогательную роль в концепции выступления и требуют креативного подхода. Только когда фокусник включает не только гаджет, спрятанный от глаз публики, но еще и собственную фантазию, номер получается оригинальным, ярким, незабываемым.
Автор: Татьяна Лесникова
Комментарии