Они танцуют о самом важном – об отношениях двух людей. Их танцы вне правил. «Фора» – это не просто танцевальный квартет, это целый танцевальный театр. Их всего четверо, но они могут дать фору любому танцевальному коллективу. О том, как относится к непониманию, что такое танцевальный театр, и чем он отличается от обычного шоу-балета – мы говорили с художественным руководителем «Форы» Аленой Захезиной.
Как появилась идея создать танцевальный коллектив, в основе которого эпатаж, некий вызов, самобытность, авторская хореография?
Я родилась в спортивной семье, и моя судьбы была предопределена – целовать медали на Олимпиаде под российский гимн. Но в 15 лет родители развелись, и мама сказала, что спортом я больше не занимаюсь. Так я осталась без цели в жизни. А дальше все, как в сказке. Попав на концерт какой-то танцевальной группы во Дворце Молодежи, я вдруг поняла – хочу посвятить этому занятию всю жизнь. Занявшись танцами, уже через год создала свой первый танцевальный коллектив. Потом второй. Потом третий. Четырнадцать лет назад родилась «Фора». Для неё я набирала уже профессиональных танцоров. Почему этапаж? Потому что я сама такая! У нас в коллективе монархия – слово царя, то есть меня, закон. Поэтому какая я, такая и «Фора».
Как вы относитесь к тому, что далеко не все вас понимают, кто-то даже считает странными?
Когда мы были моложе, нас самих это эпатировало и заводило. Нам нравилось, что мы не для всех. Сейчас мы стали старше и хотели бы, чтобы нас понимало больше людей. Но для этого нам придется опуститься на уровень ниже, стать проще, а мы этого не можем. Поэтому мы просто говорим – «очень жаль» и идем дальше.
То есть в ближайшем будущем смены направлений у «Форы» не предвидится?
Обязательно предвидится! Мы не сидим на месте и постоянно меняемся. Для нас очень важно превзойти себя вчерашних, сделать, то чего еще не делали.
Вы сразу пришли к такому позиционированию себя или находились какое-то время в творческом поиске?
Если посмотреть на прошедшие 14 лет, то видно, что стиль команды менялся кардинально. В начале у нас была такая гиперсексуальность – мы были танцующей «Виагрой». Потом мы больше ушли в хип-хоп, добавили много трюковых элементов. Сейчас мы очень театрализованы. Меняемся раз в пять лет и очень сильно.
В таком случае, что остается? Каков тот стержень, который не меняется?
Личность. Личность танцовщика и хореографа. Человек. Мы меняем свой стиль вместе с переменами характера. Если посмотреть фотографии 10-летней давности, то у нас там длинные волосы, а сейчас, наоборот, носим короткие стрижки. Это не выбор имиджа. Это внутренние перемены человека. То есть меняется человек, и искусство меняется вместе с ним.
Вы называетесь танцевальный театр. В чем отличие от других танцевальных проектов и шоу-балетов?
Танец – это выражение эмоций телом. Мы своим телом выражаем не только эмоции – страсть, нежность, испуг, но и какой-то сюжет. Поэтому слово «театр» обязательно в нашем названии. Мы не театр танца, а именно танцевальный театр. На первом месте для нас танцы. Последние пять лет это именно так. Да, когда-то не было никаких сценариев, мы назывались шоу-балетом. Потом я поняла, что тесно в этих рамках, мы можем сделать что-то более сложное. Тогда обратились к сценариям.
Кто их вам пишет?
Пишу я сама. Прототипами служат мои танцовщицы, то есть я пишу эти роли под них. Каждый человек в моем коллективе многогранен, и я просто пытаюсь увидеть все эти грани. Пишу все сама, но они мои соавторы.
Театр – это всегда выдержанная сюжетная линия, драматургия, какая-то история… Ваши номера – это отдельные спектакли. Как они рождаются? Откуда черпаете идеи?
Признаться честно, я боготворю женщин. Мне кажется, что они правят миром, они прекраснее, сильнее. Это мой источник вдохновения. Женская природа прекрасна, это неиссякаемый кладезь искусства. В нем бесконечно можно черпать вдохновение. Состав нашей команды не менялся на протяжении 14–ти лет. В танцевальном мире нет подобных коллективов. Это нонсенс. И каждый год я черпаю вдохновение из этих трех женщин, которые рядом со мной. Представьте, какой там неиссякаемый ресурс.
Про что вы танцуете?
Про себя. Основной сюжет наших танцев – отношения людей. Мне кажется, это самая интересная и бездонная тема. Это всегда два человека, но они могут быть королем и королевой, а могут быть котом и кошкой. Мы всегда берем острые темы и стараемся сочетать несочетаемое. Стремимся вызвать сильные эмоции – смех и слезы, например. Идеально, когда человек смеется и плачет в течение одного танца, который длится четыре минуты. Для нас это высшее достижение.
Если использовать маркетинговую терминологию, Театр «Фора» представляет собой продукт особого спроса, не для всех, штучный товар. Такой продукт продается дольше и сложнее. Насколько танцевальный коллектив с авторской хореографией сегодня востребован? Для кого вы танцуете чаще всего, кто ваш зритель?
Скажу честно, продать нас сложно. Мы всегда очень от этого страдаем. Как у любого нестандартного артиста бывает и безработица, невозможно всегда хорошо продаваться. Но бывает и очень удачно. Наши зрители – это чаще всего люди состоятельные. Мы работаем на премиум-класс, а это всегда сложно. «Фора» – это предмет роскоши, на мой взгляд.
У вас есть танец про птиц. Костюмы к этому номеру, а точнее, головные уборы украшены перьями. Как вы думаете, достаточно ли хореографических элементов, чтобы передать тот или иной персонаж, образ, не поддерживая его костюмом. Вот если бы не было у вас перьев, зритель бы понял, что вы птицы?
Стопроцентно, однозначно и без вариантов, да. Там же хореография на этом сделана – бесконечное движение рук, плюс клювы мы показываем, а в фонограмму добавлены звуки птиц. Я считаю, что если убрать костюмы, то любой наш номер будет понятен.
Тогда зачем костюмы?
Это коммерческая сторона. Так лучше продается. А потом нам и самим интересно.
Ваши сценические костюмы – это продолжение Театра «Фора» – такие же неожиданные, стильные, индивидуальные, как и коллектив. Кто их создает?
Придумаю их я, разрабатываю дизайн, а потом моя швея шьет.
Наверняка, вы на одной волне с ней? Или нет? Как удается донести до мастера суть, желаемое и в итоге получить то, что надо?
Иногда ударами по голове (смеётся). Иногда при помощи эскизов, слов, фото, видео. Я стараюсь задействовать весь арсенал средств. Но все равно сложно, потому что человек, который работает руками, не творец. Часто приходиться даже рассказывать образ и, конечно, вникать в техническую сторону.
Я знаю, что вы делали совместный проект с командой КВН «Уральские пельмени» к их юбилею. А часто вас знаменитости к себе выступать зовут?
С «Уральскими пельменями» работаем давно. Мы их официальная танцевальная команда. А вообще сейчас реже зовут. Мы очень сложные. Нас невозможно просто посмотреть и сказать – ой, а можно мне вас на подтанцовочку.
С кем работали из известных артистов?
С Жанной Фриске и Алексеем Чумаковым.
На что готовы ради заказчика?
Готовы отказаться от выхода на сцену ради съемок в кино. Мы очень любим кинематограф и хотим стать к нему хоть как-то причастными. Лично я бы, наверно, была рада участвовать в массовке «Титаника» и тонуть где-нибудь недалеко от главных героев. А так, конечно, и двери предлагают открывать, и торт выносить, и в конкурсах призы вручать. Но это всё категорически не для нас.
Беседовала Мария Заостровных
Комментарии