Тема репертуара кавер-групп уступает по актуальности и важности разве что вопросам о качестве исполнения, и в каком виде подавать кавер – как оригинал или сделать свою версию. Мы решили узнать мнения музыкантов о том, как собрать репертуар, который будет востребован, как найти золотую середину между интересами исполнителей и пожеланиями зрителей, есть ли разница в спросе на русские и иностранные композиции, и насколько кавер-группы готовы идти навстречу заказчикам.
Собрать репертуар, который бы нравился и музыкантам, и зрителям непросто, особенно для молодого, недавно созданного коллектива. В этом признаются сами исполнители. Как отмечает Владислав Трошин, музыкант ВИА «Нефть», каждая кавер-группа в начале своего пути сталкивается с проблемой выбора репертуара. «Наш коллектив через это проходил. На наш взгляд, репертуарная политика должна, в первую очередь, отвечать требованиям заказчика. Список песен регулярно необходимо обновлять, пополнять его как современными хитами, так и песнями 60х-70х годов. Все члены нашего коллектива – это профессиональные музыканты с высшим музыкальным образованиям. Мы даем свое прочтение известным хитам, поэтому на выходе остаются довольны все – и слушатели, и мы получаем удовольствие от своей работы».
По мнению Антона Хмелевского, бас-гитариста группы Stereo Jam, основная проблема молодых музыкантов при составлении репертуара в том, что они редко могут посмотреть на себя со стороны и представить в роли зрителя, гостя на свадьбе или любом другом мероприятии. «Из-за этого получается однобокий взгляд. Один знакомый мне как-то сказал: «Если репертуар понравится опытным местным музыкантам, которые уже давно на сцене, то понравится и всем остальным». Я с ним не согласен в корне. Репертуар должен понравиться, в первую очередь, зрителю. Для этого нужно поставить себя на его место, абстрагируясь от личных музыкальных предпочтений, и посмотреть на свой проект со стороны. Это поможет увидеть картину в целом и в дальнейшем совместить свои и зрительские музыкальные вкусы».
Павел Репин, сооснователь, бас-гитарист и вокалист группы Funny Kaplan считает: «Главное, о чем должны всегда помнить музыканты – любой коллектив создается для зрителя. Если ты делаешь это только для себя, тогда можно выступать дома у зеркала. Репертуар – это то, что хотят от тебя слышать, а не твои «хотелки». Плюс кавер-групп в том, что они непосредственно контактируют со зрителями. И иногда появление новой песни происходит прямо во время выступления. В нашей группе такое было не раз. Зритель подходит в перерыв и просит исполнить свою любимую композицию. Мы стараемся ориентироваться на их пожелания. Ведь если человек пришел на концерт один раз, придет второй. Повод для этого – «его» песня. Кстати, у нас был такой случай. Среди наших поклонников есть семейная пара, которой особенно нравится в нашем исполнении одна из песен группы Nirvana. Они специально приходили на все наши концерты, чтобы ее услышать. Если мы вдруг забывали ее исполнять, они подходили и напоминали». Найти компромисс между вкусами зрителя и собственными не составляет труда, считает Павел. «Если ты можешь исполнить эту песню, она тебе нравится, значит, это пополнение в копилку репертуара. Если песня не очень близка тебе, но ее просит исполнить заказчик, и ты можешь это сделать – она появится на какой-то короткий момент, но в постоянный репертуар не войдет. А если нет желания играть, да еще и не получается, так ты ее ни разу и не сыграешь».
Популярность тех или иных кавер-композиций зависит от аудитории и формата мероприятия. Все музыканты, с которыми мы общались, сошлись во мнении, что выступления в развлекательном заведении и на частном мероприятии могут довольно различаться.
В зависимости от того, где проходит выступление, и кто составляет основную часть зрителей, меняется и спрос на песни, исполняемые на разных языках.
Антон Хмелевский (группа Stereo Jam) говорит о том, что разница в спросе на русские и иноязычные песни, безусловно, есть. Большой популярностью пользуется русскоязычная музыка. «Эти песни быстро запоминаются, их любят подпевать, даже если изначально текст незнаком. Чаще заказывают именно отечественные песни. Хотя надо признать, музыкальный кругозор населения расширяется, и бывают случаи, когда люди просят, например, исполнить «что-нибудь из Muse» при том, что эта группа малоизвестна для большинства людей. Кстати, именно благодаря таким пожеланиям наш репертуар расширяется». Что касается песен на иностранных языках, позиция Антона однозначна: «Делать полностью англоязычный репертуар — это заранее провальная идея. Примеры подобных коллективов в моем окружении есть. И они уже добавили, либо в данный момент добавляют русские песни в свой репертуар».
Павел Репин (группа Funny Kaplan) рассказывает, что сейчас в репертуаре группы есть песни даже на украинском, беларусском языках, помимо стандартных русского и английского. Некоторые песни даже на итальянском исполняли, например, из репертуара Адриано Челентано. «Главное, какой мэссэдж ты несешь. А на каком языке – неважно».
По словам Владислава Трошина (ВИА «Нефть»), группа в основном исполняет русскоязычный репертуар. «Что касается спроса, то бывали случаи, когда под большим сомнением клубы выпускали нас на свои сцены, с которых привычно звучали англоязычные песни. Но результат их всегда приятно удивлял, когда все посетители в один голос подпевали нам слова известной всем русской песни. Ведь главное для любого организатора мероприятия – это довольный посетитель или заказчик».
Игорь Калач, лидер группы ROGI, утверждает, что если речь идет о корпоративном заказе, то, однозначно, предпочитают русские каверы. А в заведениях – всё зависит от формата. «Где-то нужно исполнять только англоязычные песни, где-то допускается часть русских. А в третьем заведении прямо говорят: основная часть вашего выступления должна состоять из отечественных хитов».
Продолжая разговор о том, как меняется репертуар в зависимости от требований разных заказчиков, Антон Хмелевский (группа Stereo Jam) высказывает мнение о том, что развлекательные заведения менее требовательны к репертуару, нежели частные заказчики. «Руководство бара или паба говорит тебе в общих словах – «давайте рок-н-ролла и что-нибудь из 80-90х на ваше усмотрение. К тому же, нужно учитывать формат заведения. Не получится сыграть одно и тоже в пабе и клубе. У каждого заведения свои пожелания». Частный заказчик почти всегда просит список песен и по порядку вычеркивает те, что ему кажутся неподходящими для данного мероприятия. Требования из разряда «давайте больше такой-то музыки» – большая редкость услышать от заказчика, который приглашает выступить группу на частном мероприятии.
О меньшей требовательности к репертуару со стороны развлекательных заведений говорит и музыкант группы ВИА «Нефть». «Редко бывает, что арт-директор вмешивается в репертуарную политику группы. Если он приглашает команду в заведение, это значит, что стиль и музыка данного коллектива соответствует требованиям. Основное для заведений – это посещаемость. А если группа создает нужную атмосферу и настроение, неважно, с помощью какого репертуара она это делает».
Павел Репин (группа Funny Kaplan) придерживается мнения, что репертуар на каждое выступление определяет зритель – причем даже если он молчит. «Люди определяют то, что ты будешь петь. От них всё зависит, неважно какое мероприятие. Мы заранее не готовим play лист. Песен в нашем репертуаре много. Поэтому приходим на площадку, смотрим на публику и по ходу выбираем композиции. Что касается требований заведений, то они лишь задают общее направление. А какую песню исполнить опять же определяет аудитория».
Любой каприз за ваши деньги
Конкуренция на рынке кавер-групп довольна высока. Поэтому неудивительно, что в борьбе за заказчика музыкальные коллективы демонстрируют гибкость в плане репертуара и охотно соглашаются на просьбы заказчиков исполнить любимые песни.
Игорь Калач (группа ROGI): «Если в нашем репертуаре нет нужных песен, мы, конечно, можем на ходу подыграть. Но лучше предложить похожую песню, которая есть в репертуаре, поскольку каверы – это значит не просто переиграть, а придумать оригинальную обработку. Естественно, на ходу это сделать довольно сложно». С коллегами по цеху солидарна и группа «Нефть». «Все участники нашей группы владеют инструментами на профессиональном уровне. Поэтому нам не составляет труда сходу играть самые неожиданные заказы. А совместное исполнение песни с гостями всем поднимает настроение. Отказывать в таком удовольствии мы попросту не имеем права», – считает Владислав Трошин.
Павел Репин рассказывает, что просьбы заказчиков поощряются, музыканты даже сами предлагают такие услуги. «Это тесный контакт с публикой. Когда гость выходит на сцену, начинает петь, а мы ему подыгрываем, все остальные думают – да, ребята свои, всё нормально. И все веселятся, расслабляются, всем хорошо. В Funny Kaplan был случай на гастролях в Сургуте. «Во время саунд-чека к нам подошел мужчина лет пятидесяти и попросил спеть с нами песню группы ZZ Top. Он даже свою гитару специально принес. Мы, конечно же, согласились – получилось здорово».
По словам Антона Хмелевского, главное – найти золотую середину между просьбой зрителя и соответствию формата заведения и мероприятия. Как рассказывает музыкант группы Stereo Jam, бывают случаи, когда просят исполнить песню, которая, по мнению руководства заведения, звучать не должна. Такие кавер-композиции группа старается не играть. «Если песни, которую заказывают, нет в нашем репертуаре, но мы можем ее достойно исполнить с ходу, то почему бы и нет. Некоторые музыканты практикуют быстрое изучение песни
в гримерке «на коленке» ради сиюминутной выгоды, потому что заказ песни у любой группы обычно платный. Мы так не делаем и считаем, что лучше отказать человеку в живом исполнении и попросить диджея поставить нужный трек, чем исполнять кое-как. Это, кстати, будет дешевле, либо вообще бесплатно».
Услышать любимую песню в исполнении кавер-групп ничего не стоит. Главный – зритель. И музыканты об этом знают. А значит, с удовольствием прислушаются к его просьбе и исполнят желание. Неважно на каком языке.
Мнения кавер-групп собрала Наталья Манько
Комментарии