Они играют с такой страстью и энергетикой, что иногда даже рвутся струны на скрипке. Неудивительно, ведь этот коллектив ставит перед собой задачу максимум – поднять музыкальный уровень слушателей и показать, что классика вечна. А для этого отбирают в свой репертуар в основном те композиции, которые написаны в порыве страсти. Причем преподносят их в оригинальных рок-аранжировках. Как сделать классическую музыку популярной, что является табу для артистов, и почему скрипка плачет – об этом и многом другом порталу Artist.ru рассказал потомственный скрипач и основатель инструментального проекта «Красная скрипка» Александр Рассказов.
Александр, Вы не только музыкант со стажем, но и организатор коллективов с большим опытом. Вы собирали и квартеты, и дуэты с самыми разными музыкантами. В чем принципиальное отличие «Красной скрипки» от предыдущих Ваших групп?
Идея создания «Красной скрипки» у меня появилась давно. Я хотел играть классику в современной аранжировке. Мои музыкальные поиски начались еще десять лет назад. В 18 лет уже экспериментировал – играл джазовые мелодии, создавал импровизации, устраивал небольшие концерты для друзей. Пробовал собирать разные коллективы, играл с пианистами, гитаристами. Постепенно приходило понимание, какой должна быть моя группа, каких музыкантов хочу видеть рядом с собой. Так и образовался проект. Название появилось два года назад. Коллектив менялся не раз. В этом составе мы выступаем год. Важный критерий для меня при выборе музыкантов – это высокий уровень исполнения. Сейчас со мной работают единомышленники – те, кто ценит классическую музыку, любит экспериментировать.
Кем быть проще – музыкантом или организатором и управленцем?
(Задумался). Я музыкант от рождения, им мне быть проще и приятней. Но как руководителю коллектива мне приходится решать и разные организационные вопросы. От этого никуда не уйдешь.
Вы сказали, что члены «Красной скрипки» – Ваши единомышленники. Это значит, что они полноправно участвуют в формировании репертуара и могут сказать свое слово?
Конечно, ребята могут предлагать свой материал, и они делают это. Буквально не так давно на репетицию пришел наш музыкант и сказал: «А давайте сделаем кавер на мелодию из «Секретных материалов» к Хэллоуину». Мы тут же его и сделали. Интересно получилось.
В репертуаре инструментального проекта много классических композиций. Уровень восприятия классической и современной музыки значительно отличаются. За счет чего Вам удалось сделать классику популярной?
Я воспитан на классической музыке. У меня полный шкаф дедушкиных редких пластинок, радио «Орфей», которое я постоянно слушаю с самого детства…. Поэтому я ничем другим и не мог заниматься (смеется). Я пропитан классической музыкой! Мне хочется по-новому преподнести классику. Вот, люди, посмотрите, есть хорошая музыка, и она достойна уважения! Надо приобщать общество к качественной музыке, формировать музыкальный вкус. Это музыка на века. Мы делаем интересные рок-аранжировки – на мой взгляд, так классика легче воспринимается. Я и дальше буду этим заниматься.
Гнуть классическую линию, так сказать?
Точно (снова смеется).
Что «Красная скрипка» никогда не будет играть?
Плохую музыку!
Вы часто проводите фирменные «Красные вечеринки», из которых делаете своеобразное шоу. На них приглашаете коллег по цеху – танцевальные коллективы, вокалистов, «файерщиков», песочное шоу. Как вы считаете, насколько значима сегодня эта составляющая в выступлении – шоу? Если его не будет, зрителей у инструментальных коллективов не станет меньше?
Без шоу просто будет уже другая концепция концерта. Часть наших выступлений проходит в чисто инструментальном формате. Мне сейчас сложно сказать, как скажется отсутствие шоу на концерте в целом. Думаю, что публика от этого не уменьшится – людям наоборот интересно послушать вокалиста в составе «Красной скрипки» или песочное шоу посмотреть – картинка меняется всё время, есть динамика.
Это не отвлекает?
Думаю, нет. В том же песочном шоу создается соответствующая тематическая картинка, которая дополняет нашу музыку. Поэтому номер в целом выглядит гармонично.
Александр, скрипка, на которой вы играете, красная. Аналогичное название и у коллектива. Это наверняка неслучайно.
Да, неслучайно. Это название появилось под влиянием двух моментов. Во-первых, есть легенда про красную скрипку. Жил мастер по изготовлению скрипок. В то время как он делал свой очередной инструмент, его жена находилась в положении и, к несчастью, умерла при родах. Мастер был так убит горем, что вмешал в краску кровь погибшей жены и выкрасил ею скрипку. Тем самым, внес нелегкую ноту в судьбу инструмента.
Это отсюда пошло выражение – скрипка плачет?
Не то, чтобы оно связано именно с этой историей. Скорее всего, происхождение фразы обусловлено характером мелодий, которые играют на скрипке – в большинстве своем они минорные. Как, впрочем, и подавляющая часть классической музыки.
Вернемся к названию «Красная скрипка». Что еще повлияло на такой выбор?
Во-вторых, электронная скрипка, которую я сделал, из красного дерева. Кстати, у ребят бас и гитара из красного дерева.
Насколько я знаю, Вы потомственный скрипач. Но, оказывается, еще и скрипичный мастер?
Мой дед занимался изготовлением и ремонтом скрипок. У него была своя большая мастерская, где хранилось много пород разного дерева. Я с самого детства находился в этой мастерской – пилил, строгал, изучал бесценные каталоги со скрипками. На создание инструмента уходит много времени и сил – выпиливаешь каждый миллиметр. Нужно почувствовать и понять – куда повести дерево, чтобы скрипка зазвучала в итоге.
Музыканты «Красной скрипки» играют с безудержной энергией и харизмой. Струны на скрипке не рвутся от такого накала эмоций?
(Смеется). Очень часто такое бывает. Рвутся струны, смычки.
Если порвется струна во время выступления, что делать? Запасная скрипка за кулисами лежит?
Думаю, скоро я к этому приду. Сейчас как раз у меня в работе несколько скрипок. Буквально недавно во время выступления порвалась струна – было неудобно играть. Пришлось выкручиваться и доигрывать без нее. Даже как-то две рвались, но обычно одна.
У известной скрипачки Ванессы Мэй долгие годы была примета – перед концертом обязательно наступить в лужу. А у Вас есть что-то подобное?
Мы не суеверны. Успешный концерт – это хорошая программа, продуктивные репетиции. И не мешало бы поспать перед концертом!
Беседовала Наталья Манько
Комментарии