Как-то я спросила у руководителя event агентства: «Как Вы находите общий язык с дотошными, капризными и сложными заказчиками?» На что он мне ответил: «Плохих заказчиков не бывает. Просто к каждому нужен свой подход». Действительно, чтобы выстроить конструктивный диалог и договориться, достаточно определить тип заказчика и знать нюансы общения с ним. В помощь всем артистам и специалистам event-индустрии представляем 8 типов непростых заказчиков и даем инструкцию по эффективному взаимодействию с ними.
В начале общения может показаться довольно милым. Он гиперактивен, демонстрирует свою любознательность, хочет помочь, делится информацией, проговаривает все детали заказа. В ходе взаимодействия засыпает вопросами, старается полностью контролировать весь процесс, спрашивает – что, как, почему и зачем вы делаете, дает советы.
Как себя вести?
Чаще всего эту категорию представляют люди старшего возраста – например, те, кто отмечает юбилей, или руководители компаний преклонного возраста. По объективным причинам они не пользуются (или делают это редко) современными каналами коммуникации, что усложняет общение и процесс согласования необходимых моментов. Таким заказчикам нужно досконально объяснять – что такое техзадание, куда перевести деньги, что значит «кавер», «фаер», «event», «фотобудка» и как это будет выглядеть на их празднике. Также в этой категории могут оказаться и вполне молодые люди (к примеру, молодожены), которые просто не были на современных мероприятиях и не имеют представления как они проходят. Поэтому им нужно рассказать чуть больше, чем заказчикам, которые «в теме».
Как себя вести?
Отличительные черты такого заказчика – уверенность в своих словах, упрямство, придирчивость, недоверчивость. Иногда вступает в спор и аргументирует свою позицию, может вести разговор жестко, смотрит свысока. Знает, чего хочет и как должно быть сделано. Может рассказать об этом исполнителю и даже потребовать, чтобы работа выполнялась именно так.
Как себя вести?
«Попрошайка» бонусов и «выбиватель» скидок. Он будет не он, если не скажет: «почему так дорого?», «стоимость ваших услуг высокая» или вовсе «ваша работа не стоит этих денег». В общем, всеми возможными способами он добивается того, чтобы сотрудничество с вами ему обошлось как можно дешевле.
Как себя вести?
Типичный представитель крупной компании, который ничего не решает, а только занимается поиском подрядчика. Самый распространенный пример: подготовка корпоратива доверена службе персонала или PR, сколько денег и на что их потратить решает финансовый директор, а окончательное решение по площадке, кандидатуре ведущего и артистам принимает руководитель компании. Каждый из них хочет показать свою значимость, дать советы. Причем их рекомендации могут идти вразрез друг с другом.
Как себя вести?
Недоверчивый, подозрительный, думает, что почти все вокруг хотят его обмануть. Любое предложение может оспорить и привести массу контраргументов. Не любит рисковать, чаще всего настроен негативно.
Как себя вести?
Беспокоится, сомневается. Ему трудно остановить свой выбор на чем-то конкретном и принять окончательное решение. От разнообразия идей, концепций, жанров, артистов у него разбегаются глаза, он становится потерянным и не знает, что со всем этим делать.
Как себя вести?
Этот заказчик знает, что хочет. Но с выбором не торопится. Сравнивает предложения разных исполнителей по нескольким параметрам: содержанию, условиям работы, стоимости, сопутствующим услугам, изучает отзывы. В общем, исследует рынок, собирает информацию по полной. Именно в этот момент важно помочь ему сделать окончательный выбор.
Как себя вести?
Кто предупрежден, тот вооружен. Вооружайтесь знаниями о психологии непростых клиентов и находите к ним подход с помощью наших рекомендаций. Тогда вам по плечу будет любой заказчик.
Типологию заказчиков составила Валерия Нежинская
Комментарии