Стас Пьеха давно перерос статус выпускника знаменитого телешоу и звездного внука. Сейчас это самостоятельный артист, прекрасно работающий с публикой, готовый целиком отдавать себя зрителю. Пьеха неизменно входит в десятку самых востребованных в стране музыкантов. Давая более ста концертов в год, он находит в себе силы писать стихи и работать над сторонним музыкальным проектом. В этом году артист отмечает юбилей – десять лет на сцене. Мы не могли упустить такой повод пообщаться со Стасом Пьехой.
Как изменился Ваш зритель за то время, что Вы выступаете?Что Вы считаете своей главной творческой удачей за десять лет?
Мой концерт – и есть моя главная творческая удача. Это очень долгие годы выстраивалось. Методом проб и ошибок мы пришли к тому, что сейчас собираем залы, и люди уходят счастливыми. Очень часто мы слышим в свой адрес, что это был лучший концерт, который они видели. Несмотря на то, что я не появляюсь в СМИ, редко хожу на телеэфиры, и многие вообще не знают, что происходит в моей жизни. Наш коллектив при этом входит в топ-10 самых гастролирующих на сегодняшний день. Делаем свое дело очень достойно. Это, наверное, моя главная заслуга в профессии.
Лучшая реклама – сарафанное радио?
Сарафанное радио, да. Приехали в один город: первый раз, как правило, зрителей приходит не очень много, второй – лучше, а третий уже – все в порядке. Самое главное – качество концерта, тогда и приходит народ. Люди передают знакомым: «Надо сходить!» Таким образом, наша публика растет, и в некоторых городах уже стабильно хороший сбор. Но сейчас период сложный – кризис. Далеко не все собирают полные залы, даже такие хэдлайнеры, как Григорий Лепс. Я желаю, чтобы поскорее все это закончилось.
В одном из интервью Вы говорили, что нельзя судить о человеке только по его песням. Стихи для Вас – это способ излить душу?
Да, стихи – это прямая трансляция моих мыслей, эмоций на данный момент. Просто в стихотворной форме завуалированных. Неинтересно же говорить прямо: «Ребята, мне фигово!» или еще что-то. Интересно написать об этом красиво и точно. Поделиться с людьми, чтобы это нашло отклик в их душах. Так я отпускаю проблемы.
Кому-то из известных поэтов Вы свои стихи показывали?
Для меня нет каких-то явных авторитетов. Я сам по себе, у меня свой стиль. Да, я люблю Гумилева, люблю Юнну Мориц, Даниила Хармса и еще каких-то отдельных поэтов. А кому-то показывать... Зачем? Я показываю это у себя в социальных сетях, в Инстаграме, делюсь с друзьями, выпускаю книги. У меня сейчас на подходе вторая книжка.
Все, что было написано после «Голого» (название первого сборника Пьехи – прим. авт.)?
Да, но это будет совсем другая история! Там будут и лирика, и достаточно жесткие стихи, даже с нецензурными выражениями. Я считаю, что стихотворчество – тот жанр, который не ведает границ, не ведает цензуры.
Пробовали ли Вы писать прозу?
Да, пробовал, но пока еще не пришел к большим формам. Но стихотворную поэму я во втором сборнике выпущу. Это, пожалуй, пока будет самое глобальное произведение, которое я за свою жизнь написал.
Если верить афише на официальном сайте, в этом году Вы уже дали больше шестидесяти концертов. Как удается находить время на творчество?
Какие шестьдесят! Я думаю, концертов сто дали в общей сложности. И еще дадим! Вдохновляет то, что люди приходят. Вдохновляет, что они ждут от тебя чего-то хорошего. Ради этого все и существует. Если люди получают удовольствие, то и мы получаем удовольствие. И тут уже наплевать на свое состояние, на свои проблемы – надо просто выйти и сделать всем классно. А все остальное время на гастролях ты просто ходишь, как зомби.
Выступление на корпоративе чем-то для Вас отличается от обычного концерта?
Абсолютно другая стезя! Если сольник – это мое душевное самовыражение, где можно открыть какие-то свои потаенные стороны, то корпоратив – исключительно увеселительное действие. Я должен раскачать и развеселить народ, доставлять радость. А на концерте я делюсь многими вещами, показываю что-то новое.
Известно, что Вы метеозависимый человек, «человек настроения». Влияют ли эти факторы на то, как пройдет концерт?
Я стараюсь это все оставлять за кадром. Когда настроение или самочувствие ухудшаются, приходится дольше себя раскачивать. Выпить валерианки или кофе, чтобы зарядиться и выйти, не показывая людям своих проблем, а наоборот – подпитывая зрителей своей энергией. Ну, а по жизни тяжело бывает. Частые перелеты, смены часовых поясов, климатических условий. Ну, ничего, справляемся, справляемся.
Стас Пьеха – это не только Вы один, но еще и коллектив талантливых музыкантов. Расскажите о своих коллегах, которые обычно скрываются в тени.
Конечно, «Стас Пьеха» – это коллектив на сегодняшний день, а не один человек. Это и бас, гитара, барабаны, клавиши, это и саксофон, и восточный аккордеон, как минимум. Еще к нам иногда прибавляются перкуссия, духовая секция. Но в целом это коллектив из шести человек, играющих со мной на протяжении всего времени. Это слаженный механизм, наработанный годами, который очень хорошо заводит народ, где надо подхватывает, где надо подыгрывает. Очень хорошие люди с творческим подходом. Естественно, я это все вершил, расставлял, продумывал, и результат меня радует.
Год назад в одном из интервью Вы говорили о желании создать сторонний проект, который и называться будет по-другому, и музыка в нем будет другая. Это уже воплощается в жизнь?
Да-да-да-да-да! Все это уже существует потихонечку. Просто иногда не хватает времени и сил, чтобы продолжать. Но уже есть пара песен и желание их записать. Но нет пока времени. Доживем до какого-то перерыва – будем записываться.
Вашему любимому исполнителю – Стингу недавно исполнилось 63 года. Вы задумывались над тем, каким будете в его возрасте?
Честно говоря, боюсь об этом думать – так нескоро будет. Хотелось бы, чтобы помимо всего остального музыка к тому времени тоже осталась в моей жизни. Не знаю, правда, в каком контексте. Может быть, уже и не так конкретно. Может быть, это будет продюсирование, может быть, какие-то другие проекты. Определенная доля музыки в любом случае будет в жизни. Надеюсь.
Знаю, что Вы брали у Стинга автограф. Удалось ли пообщаться?
К сожалению, нет – мне передали этот автограф.
А какой бы совет Вы у него попросили, если бы довелось?
Я бы долго с ним говорил, надеюсь. Я бы хотел с ним за столом посидеть, пообщаться о жизни. Я даже не знаю, что спросить – просто интересно послушать человека, что он говорит. Как вот мы со Стивеном Тайлером (лидер Aerosmith – прим. авт.) сидели и общались несколько часов. У Стинга, мне кажется, можно много чего почерпнуть, даже не задавая ему вопросов. Когда ты задаешь вопросы человеку, ты его заставляешь, провоцируешь и так далее. А когда он сам по себе говорит, то раскрывается иначе совсем. Но пока как-то не представляется возможности поговорить со Стингом.
Достигли ли Вы уже того статуса, когда к Вам самому обращаются за советами молодые музыканты?
Были, конечно, какие-то случаи – обращались ко мне... Я в жюри украинского «Голоса» сидел и еще в ряде программ. Ну, какие советы! Просто я силу большого опыта гастролирования и общения с массами могу что-то подсказать. А в музыке я не подсказчик, потому что у каждого свое видение, каждый сам художник. Мне интересно, наоборот, слушать, что люди делают нового и что-то у них черпать.
Сейчас очень многие молодые музыканты стремятся попасть на «Голос» и другие подобные телешоу. А что делать тем из них, кто не проходит конкурсный отбор?
Это очень-очень сложный вопрос! Сейчас такое засилье в шоу-бизнесе, такой перебор уже по певцам, по артистам! Я только одну вижу панацею – хороший материал. Если есть хорошие песни, то надо их писать, показывать всем, отдавать, ставить на радио. Есть куча певцов, куча музыкантов, куча талантов – а материала хорошего чуть-чуть. Хитового, чтобы он нравился людям. Надо писать – сейчас нужны композиторы. Время композиторов настало, время людей с бэкграундом, большим опытом и хорошими песнями. И совершенно необязательно для этого идти на шоу. Просто надо выпускать хорошие, качественные треки.
Ну, хорошо, а если я, например, талантливый певец, но не композитор?
А вот тогда идите на «Голос» (смеется)!
Беседовал Никита Ломаев
Комментарии