В работе с крупными заказчиками часто возникает вопрос авторских прав и передачи прав на коммерческое использование отснятого материала и порой даже у юристов таких компаний возникает путница. Чтобы между клиентом и фотографом не возникало недопонимания в последствии нужно знать и понимать некоторые основные моменты.
Разберём какие права может получить заказчик по договору и что он обязан исполнять во избежание нарушений законодательства, а так же, как обезопасить себя от финансовых требований фотографа в будущем.
На самом деле всё очень просто! Нужно разделять два вида прав:
1) Личные неимущественные права (ст. 1255 ГК РФ)
2) Личные имущественные права ( ст. 1256 ГК РФ)
К первым относятся права, которые навсегда остаются у автора фотографий, а именно:
• Право признаваться автором
• Право требовать указания своего имени при публикации фото
• Право на неприкосновенность произведения: никто не может изменять фото без разрешения автора.
• Право на обнародование произведения
Личные имущественные права – это права, которые фотограф может передать заказчику по договору, например в целях использования последним в коммерческой деятельности и публичного воспроизведения:
• Право на распространение
• Право на воспроизведение (создание копий)
• Право на публичный показ
• Право на импорт
• Право на переработку (создание производного произведения)
• Право на доведение до всеобщего сведения
Изначально Заказчик имеет право воспроизводить, публично показывать и распространять
без цели извлечения прибыли копии фотографий, но при этом договором фотограф может запретить клиенту совершать эти действия.