Развитие дальней авиации в нашей стране начинает свой отсчет с 23 декабря 1913 года. Тогда впервые поднялся в воздух «Илья Муромец» – тяжелый бомбардировщик, разработанный конструктором Игорем Сикорским. А через год, в 1914 году, был издан Указ Николая Второго, российского императора о создании целой эскадры таких самолетов, сразу же отправившейся на фронты Первой мировой войны. Именно в этот день мы празднуем День дальней авиации.
Эскадра стратегических бомбардировщиков совершала успешные боевые вылеты до 1917 года. За все это время был потерян лишь один «Илья Муромец», несмотря на то, что в активе подразделения было уже несколько сотен умело проведенных военных операций. Но в сентябре 1917 года немецкие войска сумели слишком близко подобраться к аэродрому, на котором дислоцировалась эскадра, поэтому все самолеты были уничтожены. Отдавать их врагу российские войска не собирались.
В День дальней авиации России, который был учрежден приказом главнокомандующего ВВС в 1999 году, можно вспомнить не только об «Илье Муромце». Этот самолет после революции продолжал составлять костяк военно-воздушных сил, однако поворотным моментом в истории их развития следует все же считать 1918 год, когда на вооружении появился бомбардировщик ТБ-3. Усовершенствованные в соответствии со всеми современными требованиями Ту по сей день являются основной ударной силой российской армии. Мало того, в ядерную триаду, помимо баллистических ракет и подводных лодок, сегодня входят:
Отмечая День дальней авиации ВВС России, следует вспомнить не только о Первой мировой, но и о Великой Отечественной войне. До ее начала на вооружении армии находилось около полутора тысяч самолетов. Первый их вылет состоялся уже в самом начале боевых действий – 22 июня 1941 года был нанесен массированный удар по скоплениям войск в Сувалках и Перемышле. С 1942 года в военно-воздушных силах появился термин «авиация дальнего действия», основной боевой единицей которой был Ил-4 – разработка конструкторского бюро Сергея Ильюшина. На счету подразделений ВВС – множество успешно проведенных во время Второй мировой войны операций.
Вспомнить в День дальней авиации ВВС можно и о покорении Арктики, которое было бы невозможным без стратегических бомбардировщиков. Такие самолеты, как Ту-16 и Ту-95, могли проходить огромные расстояния за короткое время, своевременно оказывать необходимую помощь полярникам. С 1961 года к ним присоединились также сверхзвуковые машины Ту-22 и ракетоносцы Ту-95.
Сегодня основная ударная сила дальней авиации – современные ракетоносцы и бомбардировщики – в постоянном режиме осуществляют патрулирование Арктики и Антарктики, а также контролируют воздушное пространство над нейтральными водами Черного моря и Тихого океана.