Сергей Князев — ивентщик с 25-летним стажем, генеральный продюсер ивент-холдинга «КнязевЪ», учредитель Национальной ассоциации организаторов мероприятий (НАОМ) — рассказал нам о действиях в условиях кризиса, «обнулении» ивент-индустрии и новых направлениях, которые могут «выстрелить» сейчас.
Ведущий (В): Недавно вы участвовали в экстренном совещании НАОМ по поводу ситуации с пандемией. Расскажете о его итогах?
Сергей Князев (С.К.): Три ассоциации ивентщиков объединились, написали и разослали крупным компаниям-заказчикам событий совместное письмо. Суть письма проста: мы просим клиентов обратить внимание на не самое лёгкое, так скажем, положение ивент-индустрии. Нам будет очень трудно продолжать оказывать им услуги с постоплатой через 60-90 дней. Раньше мы могли позволить себе «замораживать» средства в оборотном капитале. Но теперь финансовая «подушка», которая была у агентств, пойдёт на выплаты зарплат сотрудникам, чтобы сохранить ценных специалистов во время кризиса.
Также мы просим крупных клиентов рассмотреть возможность проведения платных тендеров. До сих пор затраты на участие в них несли сами ивент-агентства. Обычно подготовка к серьёзному тендеру требует вложения около 300 тыс. руб. При том, что из крупных тендеров выигрывается в среднем 3-4.
В: Как вы думаете, заказчики откликнутся на эти призывы?
С.К.: Я считаю, что нет. В лучшем случае, это будут единичные примеры, и как раз не среди крупных корпораций, в которых очень неповоротливая и косная, даже в период кризиса, структура финансовых взаимоотношений с поставщиками услуг. Не думаю, что Procter & Gamble, Samsung или Coca-Cola будут пересматривать сейчас эти отношения.
Думаю, что он них мы не получим никаких преференций, как уже не получили их от правительства. Мы просили налоговые каникулы — нам дали лишь отсрочку. Мы никак не ожидали, что целый месяц в условиях полного запрета на проведение мероприятий мы должны будем поддерживать состав своих сотрудников, платя им зарплату без помощи государства.
И если наши заказчики, крупные компании тоже не отреагируют на наши просьбы — будем думать, что делать дальше. Есть идея пойти кланяться уже в третью сторону — банкирам, просить у них кредиты на льготных условиях. Впрочем, я убеждён, что если банки и будут давать такие кредиты, то только под залог имущества агентств или их владельцев.
В: Ох. Какие ещё есть варианты?
С.К. Если бы все крупные игроки ивент-рынка объединились и отказались участвовать в бесплатных тендерах и работать по предоплате… На недавнем экстренном собрании руководителей всех российских ассоциаций ивент-индустрии я как раз предлагал создать общее объединение. Тогда мы могли бы под обращениями к заказчикам, в том числе к госструктурам, ставить подписи не просто ста руководителей агентств — именно столько входят в НАОМ — а руководителей 12 больших ассоциаций. На мой взгляд, такое укрупнение могло бы что-то решить.
Сейчас нас воспринимают как совершенно необязательную отрасль. Мол — ну погибнет и погибнет, быстро появятся новые игроки. Помню, лет 15 назад один высокопоставленный сотрудник Минкульта сказал мне: «Ну, ивенты — это же концерты-дискотеки? То есть, вот эти вот аниматоры, да?» А в другой раз от представителя маркетинговой службы крупного отечественного сотового оператора я услышал: «Ну, вы же не бизнес...» Вот так нас и воспринимают.
В: Давайте поговорим об ивент-холдинге «КнязевЪ». Когда вы поняли, что работу придётся перестраивать, и какими были ваши первые действия?
С.К.: Надо сказать, что у меня было какое-то предчувствие, что ли… В октябре прошлого года мы вместе с директором холдинга и руководителями нескольких входящих в него агентств решили максимально оптимизировать наши расходы на заработную плату. Оставить в штате ядро самых ценных специалистов, а остальных отправить на фриланс и привлекать под конкретные проекты. И к концу 2019 года мы этот план реализовали. Предупредили, кого нужно, что проводим новогодние корпоративы и с 1 января расстаёмся.
Потом, уже с середины февраля, мы начали ещё бОльшую оптимизацию, глядя на происходящее в Азии. Знаете, я родился и вырос в Новосибирске, который гораздо ближе к Азии, чем Москва, и привык, что если в Азии что-то происходит, то это очень быстро влияет на нас.
В итоге мы сократили фонд заработной платы на 60%. Оставшиеся 40% нам позволят с нашей финансовой «подушкой безопасности» дожить до Нового года. Даже если за это время не будет поступать такого количества заказов, какое было в прошлые годы. Офис у нас в собственности, я его купил ещё в кризис 2009-го. Освобождая в нём площади, мы их сдаём в аренду, так что он нас даже кормит.
В: Какие направления и проекты вам пришлось свернуть из-за пандемии?
С.К.: В первую очередь, конечно, фестивали — главное, чем знаменит холдинг «КнязевЪ». У меня за спиной 25 фестивалей городского и федерального масштаба, от замысла до воплощения — Фестиваль фейерверков, Фестиваль шоколада, фестиваль «Круг света» и так далее . Другого продюсера, который мог бы таким похвастаться, в России просто нет.
И теперь все эти фестивали приходится отменять. Ближайший готовился на 16 мая — это Фестиваль сыра, который должен был проводиться уже третий год подряд в Тверской области.
В: Переводите ли вы какие-то ваши проекты в онлайн?
С.К.: В онлайн сейчас рвутся все. Это как марафон, в котором бегут одновременно тысячи специалистов, стараясь добежать раньше других и успеть что-то урвать. К концу первого месяца добегут первые сотни, к концу второго — многие другие. Добегут до онлайна и будут что-то там предлагать.
Быть в этой толпе я не хочу. Когда все вот так лихорадочно мчатся куда-то, я, как старый прожжённый продюсер, понимаю, что надо смотреть в других направлениях. Возможно, там появятся новые перспективы, за которые не нужно будет так толкаться локтями.
Поэтому когда мои сотрудники, работающие со мной по много лет, сейчас смотрят на меня и спрашивают: «Ну, мы бежим?» — я говорю: «Нет, мы не бежим». Вместо этого мы работаем над новыми услугами, которые будут востребованы в офлайне даже сейчас. И чем скорее другие ивентщики добегут до финиша в гонке за онлайном, тем скорее эти услуги потребуются.
В: Очень интересно! И что же это за услуги, расскажете?
С.К. Например, прокат очков виртуальной реальности. Спрос на онлайн-ивенты, проводимые с помощью них, сейчас явно будет расти. Это может быть, скажем, День рождения вашей мамы в виде виртуального бала в одном из дворцов Петергофа. Гости на нём будут танцевать друг с другом, видеть именинницу на троне, «носить» виртуальные костюмы XVIII века. Для этого нужны AR-очки и специальные датчики, которые прикрепляются к ногам и рукам людей. Не у всех дома они есть. Значит, участникам события нужно будет быстро доставить такое оборудование, а потом забрать.
Или, допустим, вы празднуете свой День рождения и хотите чтобы вы и 30 ваших гостей «оказались» на Марсе. Вы звоните нам и говорите: такого-то числа нужно 30 комплектов очков и датчиков. А мы говорим: «Хорошо, услуга стоит столько-то. А скажите, у вас контент уже проработан? Где собираетесь праздновать?» Вы говорите про Марс, а мы отвечаем: «Ну что вы, на Марсе бОльшая часть ваших друзей уже наверняка побывала. А у нас есть свежее предложение: виртуальное путешествие на острова Фиджи. Или вот на Северном полюсе не были с друзьями ещё? Такое у нас тоже есть. Стоит столько-то». И вы потом ходите, хрустите виртуальным снегом.
В: Как изменится ивент-индустрия после окончания пандемии, по вашему мнению?
С.К.: Многие офлайновые мероприятия станут гибридными, приобретут онлайн-элементы. Потому что онлайн очень понравится всем, я в этом даже не сомневаюсь. Он крадёт некоторые эмоции, которые можно испытать только вживую — например, возможность сдвинуть бокалы и услышать их звон — но и даёт большие возможности. Например, мгновенно «отправить» вас в Париж.
На мой взгляд, это очень здорово. Мы выходим на новый эволюционный этап развития ивент-индустрии. Это будет точно не дёшево. Хотя сейчас все и прогнозируют, что события подешевеют, потому что уйдут в онлайн. Но онлайн бывает разный. Одно дело — вебинары и онлайн-уроки на Zoom, другое — такие ивенты с полным погружением в виртуальную среду, о которых мы говорили.
Представим мероприятие на 30 человек, часть из которых готовы приехать вживую и сдвинуть бокалы лично, а часть хочет присоединиться к ним онлайн, с помощью тех же очков виртуальной реальности или просто платформы вроде Zoom. Но даже в последнем случае остальным гостям, чтобы их увидеть, понадобится большой экран. А к нему — оборудование для проекции, трафик, услуги по подключению к онлайн-платформе, режиссёр трансляции и так далее. И всё это будет нужно оплачивать.
И как всегда, тренд будут задавать клиенты сегмента «лакшери». Не корпоративные, а частные. Так было после всех кризисов, которые я застал как профессионал, начиная с 1998 года.
В: Какие три главных совета вы можете сейчас дать коллегам-ивентщикам? Я так понимаю, первый — не бежать в общей толпе?
С.К.: Ну отчего же, если других вариантов нет — бегите. Может быть, вам повезёт. Чтобы не бежать, нужно иметь какой-то ресурс — неважно, интеллектуальный или финансовый. А лучше и тот, и другой. Если таких ресурсов нет — надо бежать, и стараться опередить других, пока всё ещё не очень дорого.
В: Хорошо, а ещё два совета?
С.К.: Второй касается обнуления. Этот термин пришёл из политики, но его можно применить и для нашего бизнеса. Посмотрите: 2-3 месяца назад, когда начинался 2020 год, на рынке ивентов существовала определённая расстановка. Были агентства-лидеры, середнячки и аутсайдеры. Сейчас наступает обнуление, которое наберёт полную силу где-то к середине лета или к новому деловому сезону, к сентябрю. К этому времени даже гиганты проедят свои «подушки безопасности», и их позиции сравняются с позициями новичков или аутсайдеров.
Тогда шанс появится у каждого. И если вы будете готовы предложить рынку какой-то потрясающий креатив и удовлетворить его запросы — а тогда как раз проявится запрос на гибридные мероприятия — вы спокойно сможете всех обойти и стать лидером. Всё зависит от вас, поэтому мой совет: включайте мозги и думайте, что такого вы можете предложить даже крупным клиентам, чтобы они ушли к вам.
И третий мой совет — вступайте в профессиональные ассоциации, Если вы настоящий профессионал, если вы хотите быть впереди, чувствовать тренды рынка и получать информацию от коллег о том, что заходит и что нет — вам нужно быть в ассоциации. И неважно, кто вы: ивент-агентство, технический подрядчик или, скажем, танцевальный коллектив. Сейчас в России есть профессиональные ассоциации во всех сегментах. Выбирайте свою и вступайте.
Подготовлено: eventologia.ru
Комментарии