Ведущие, которые работают в жанре stand up, решительно наступают на пятки всем своим остальным коллегам. Хотя, по признанию самих «стендаперов», объяснить и продать заказчику мероприятие в таком формате, о котором он мало что знает, сложно. Как раз в этом и видят свою сверхзадачу участники «Стэндап ТНТ Дуэта» Николай Тисенко и Нурлан Сабуров. Уже два года они отчаянно борются со стереотипами и меняют совковые представления о том, как должно проходить мероприятие. Чем молодой стендап-ведущий может угодить бабушкам на свадьбе? Как завлечь гостя в разговор и сделать его частью шоу? За что «возрастные» женщины-ведущие недолюбливали парней, работающих в жанре стендап? И какими качествами должен обладать заказчик, чтобы согласиться на подобное торжество? Об этом порталу Artist.ru рассказал Николай Тисенко из «Стэндап ТНТ Дуэта».
Николай, как вы с Нурланом объясняете заказчику что ждет его на мероприятии? Какие аргументы используете для убеждения?
Это непросто. У людей сложились штампы о мероприятиях, они по-другому не пробовали. А иногда и не знают, что может быть по-другому. Такие представления нужно менять, что мы и стараемся делать. Максимум, о стендапе у людей есть представление по телевизионным проектам. «Ну да, мы видели. И что, вы просто будете стоять и говорить в микрофон?», – спрашивает заказчик. Нас всегда спасает личная встреча. Проговариваем особенности формата, делаем акцент на ключевые моменты, ну и, конечно, импровизируем, шутим во время беседы. После чего заказчик соглашается: «Вот вы так запросто шутите на ходу. Нам нравится с вами разговаривать. Это интересно, давайте попробуем». Нужна определенная смелость, чтобы согласиться на такое мероприятие.
Зачастую заказчик просит сценарий, интересуется программой. В стендапе всего этого нет. Что вы отвечаете на подобные просьбы?
Всё зависит от уровня доверия. Иногда нам говорят – делайте что хотите. Особо ответственные заказчики хотят видеть сценарий. Для них мы прописываем отправные точки, чекпоинты, определяем темы, на которые будем говорить.
И о чем вы обычно говорите с гостями?
Стендап – это живое общение. Это истории из нашей жизни, которые происходят со всеми нами каждый день. Просто люди не всегда это замечают, не обращают на них внимание. На этапе подготовки максимально прощупываем почву и узнаем, что за публика будет. Придумываем соответствующие рубрики, тематики. А во время мероприятия уже видим человека, который хочет что-то сказать. Даем ему возможность высказаться, пошутить. И нам, ведущим, хорошо, что мы задействовали приглашенных. И у гостя остается приятное ощущение, что он сам что-то рассказал, стал частью шоу.
Но наверняка случаются ситуации, когда от публики нет отдачи. Вы одну шутку закинули в зал, другую, а в ответ тишина…
А навыки импровизации нам для чего? (улыбается) Да, такое бывает. Обычно перед тем, как выйти к гостям, мы с Нурланом стоим в сторонке и наблюдаем за собравшимися. И потом понимаем: всё, что мы принесли с собой, не подходит, убираем. Даже не будем эти шутки доставать, потому что не сработают.
Оперативно меняете план А на план Б?
Да, ориентируемся по ситуации и делаем замены. Наша задача – вывести людей на диалог. Кто-то из гостей сразу готов с нами поддержать разговор, говорит: «Привет-привет! У тебя пиджак, как у моего брата». И ты с ним уже начинаешь разговаривать. Есть и другие люди: ты им – «Привет», а они в ответ – «Ну, допустим, здравствуйте». Им нужно время. Потом они уже говорят: «Вот сначала не очень понравились, а сейчас я готов с вами пообщаться». В зависимости от места и времени используем различные инструменты раскрепощения и сближения.
Бывает публика, которая не поддается раскрепощению?
Всех можно растормошить, просто нужно к каждому найти подход. Мы как-то вели корпоратив у мужчин-кабельщиков, им лет по 40. Одни мужчины, женщин нет вообще. На столах у них пиво и водка. И тут выходим мы с Нурланом, два худощавых парнишки, и не представляем, о чем мы с ними будем говорить. Получилось, что они сами первые вышли с нами на контакт. Говорят, стендап мы знаем, давайте – начинайте. Один мужчина достает шестой айфон. Тогда эта модель только появилась в продаже. Наверное, он был один из первых покупателей. Говорит – я всё буду снимать. В итоге два часа видео, которое он вряд ли когда-то посмотрит. Но он стал звездой вечера, про него много шутили, якобы, он самый богатый среди присутствующих со своим новым айфоном. Он был горд этим и несказанно рад.
А как быть с разновозрастной публикой, например, на свадьбах. Как мамам и бабушкам объяснить, что такое свадьба в формате стендап?
А мы им и не объясняем. Им это не нужно. Мы просто делаем свое дело, ведем свадьбу. А уж как называется наша манера ведения – это дело десятое. Кстати, люди старшего и пожилого возраста принимают нас очень хорошо, главное, у них остаются приятные эмоции. «Какие интеллигентные, веселые ребята! Что не скажешь – у них на всё шутка есть». Как-то нам даже сказали на свадьбе: «Вот вы делаете прям, как Жванецкий. Только он по листочку, а вы без листочка». Мы понимаем, что Жванецкий – это действительно хороший, настоящий советский стендап. И такое сравнение для нас – это высшая оценка.
Ну признайтесь, не всегда ведь заказчик всем доволен. Были случаи, когда формат стендап не пошел?
В той или иной мере недовольные заказчики есть у всех, я уверен. Это нормально. Конечно, не все понимают, что мы с Нурланом делаем. К нам иногда подходят, прям так и говорят: «Я не понял юмора, не знал над чем смеяться. Вы про что-то свое говорили». Но на этом же мероприятии кто-то другой скажет: «Не знаю, не знаю, я хохотал».
Есть люди, которые говорят, что Нурлан «зазвездился» после ТВ-шоу, потому что отказался идти в номер и пить коньяк или не захотел целоваться с замужней гостьей. Ну конечно, куда это годится! Действительно, «поймал звезду» (иронизирует и смеется).
А откровенные провалы были?
Я бы не стал называть это провалом, но за первую свою свадьбу я бы сам себе никогда не заплатил (смеется).
???? Настолько всё плохо?
С нашей стороны как таковых «косяков» не было. Подвели организаторы – не было аппаратуры, не привезли на площадку нашу одежду. Выкручивались по ходу как могли. Суматошно было.
Но эта и несколько последующих свадеб мне запомнились не только проблемами с организаторами. Первое время, когда мы только начинали с Нурланом работать в дуэте, к нам подходили женщины лет 60 и говорили: «Я 30 лет работаю во дворце культуры, но такого кошмара никогда не видела, никогда!!! Вы не знаете даже отчества двоюродной тети жениха, которая приехала из Ставрополья. А вы в курсе, что когда жених поранил ногу в таком-то году, именно она за ним ухаживала? Вы этого всего не знаете! Когда я веду свадьбу и беру за свою работу три тысячи рублей, я всё узнаю. А вы за свои миллионы ничего не знаете. Устроили тут какой-то балаган. Вам бы только всё хохотать, только хохотать. Кошмар!!!»
Теперь хохочу я. Мне кажется, это отдельная тема для стендапа.
Так я про что и говорю. Стендап – это наша жизнь, то, что нас окружает.
Стендап – это личные рассуждения на какую-то тему, некая собственная философия. Вам с Нурланом, двум «стендаперам», не тесно одновременно на сцене?
Мы дополняем мысли, высказывания друг друга и делаем из этого что-то общее. Даже когда по-разному смотрим на одни и те же вещи, это плюс. Два ведущих – это всегда интересно. Мы создаем драматургию ведения. Пока гости не включатся в общение, можем заинтересовать их тем, что происходит между нами. Есть темы, в которых кто-то из нас разбирается лучше. Я, к примеру, футбол вообще не смотрю. Но смогу пошутить и возможно, даже никто не догадается о моем незнании. Или, наоборот, я могу на этом сыграть – и это тоже будет смешно. Нурлан же прекрасно разбирается в футболе, знает все фамилии, кто из какого клуба куда перешел. Я могу «закрыть» интересы какой-то узкой аудитории. К примеру, поговорить о чем-то «высоком», об искусстве или обсудить с кем-то из присутствующих фильм Ларса фон Триера. Почти не бывает тем, на которые мы не сможем поговорить с гостями.
Какими качествами вы дополняете друг друга?
Нурлан – человек интернациональный. Он всегда может об этом рассказать, этим и интересен. У него есть собственное мнение на всё. Как он иногда говорит, у вас, русских, всё не так. Есть у него определенная смелость. Суровому дядьке-гостю он можем сказать: «Братан, ну ладно, я тебя понял, не буду». Я такое не могу сказать. У меня больше опыта в организации мероприятий и использовании современных технологий, также я часто применяю графическую обработку и видеоконтент. У Нурлана есть способность быстро включиться в работу.
Вернемся к жанру, в котором работаете. Если вам нужно объяснить заказчику в нескольких словах – что такое мероприятие в формате стендап – что скажете?
Это живое общение, интерактив, импровизация. Это живой юмор здесь и сейчас. Вы участники шоу, которое сами создаете. У вас есть возможность высказаться, поговорить о том, о чем вы хотите.
Беседовала Наталья Манько
Комментарии