Хочется работать открыто и честно, выстраивать доверительные отношения со всеми представителями event-индустрии. Правда, не всем участникам рынка это нужно. К тому же честность зачастую выходит себе дороже. С одной стороны, налоговое бремя. С другой – непонимание многих артистов и подрядчиков – зачем платить процент агентству и нежелание это делать. Как вести бизнес не в ущерб себе? Платить или не платить агентское вознаграждение? Event-организатор, ведущий Михаил Черноморец поделился своим мнением.
Когда сводишь дебет с кредитом после мероприятия, иногда задаешься вопросом: «А есть ли смысл работать?» Приведу пример небольшой калькуляции честной работы event-агентства. Компания заказывает мероприятие с бюджетом 100 тысяч рублей. Заказчик переводит деньги на счет организатора, и по закону они автоматически становятся твоим доходом – с этой суммы нужно заплатить налог. Но прибыль агентства с учетом налогов – лишь 15% от данной суммы – 15 тысяч рублей. Остальные 85 тысяч – средства на оплату работы артистов и подрядчиков (оформителей, фотографов, видеографов и т.д.). Из своей прибыли 15% я должен заплатить налоги, сделать отчисление в Пенсионный фонд. В результате за минусом всех налогов и банковских сборов прибыль агентства составляет 5,5% – 5875 рублей. Какой смысл вести бизнес? Поэтому многие сметы идут с накруткой 20-30% в лучшем случае. Более-менее стабильно работать могут агентства, у которых есть постоянные крупные заказы. Напоминаю, мы говорим про честный и открытый бизнес. Что делать всем остальным?
Есть вариант – приобрести патент для ИП. Покупаешь его на год, платишь фиксированную сумму и всё – спокойно работаешь. Я брал патент, но мне пришлось от него отказаться. Перечень видов деятельности, которые можно осуществлять в рамках патента, сформулированы расплывчато. Звучит это как организация свадеб и других обрядовых услуг.
Я пришел за разъяснением в налоговую и спрашиваю:
– Что считать другими обрядовыми услугами? Новый год в нашей стране является обрядовым праздником?
– Ну да, наверное. Это же ежегодный, традиционный праздник, – отвечает сотрудница налоговой.
– Хорошо, едем дальше. Праздник 8 Марта считается обрядовым?
– По идее, считается.
– А организация услуг, посвященных Новому году, считается обрядовой?
– Логично предположить, что да.
– Вы мне бумагу напишите, что все эти услуги входят в обрядовые. Чтобы я был спокоен, если придет проверка.
– Я не могу вам дать такую бумагу.
– Куда обратиться за разъяснениями?
– Вы напишите в Управление федеральной налоговой службы, они вам всё разъяснят.
Я, честный и бескорыстный, обращаюсь в УФНС с этими вопросами, озвучиваю свой предмет договора. И мне приходит ответ: обрядовыми считаются только свадьбы, юбилеи и похороны. А все те виды деятельности и услуги, которые вы оказываете и указали в письме, не подпадают под приобретенный вами патент. Вам придется заплатить налоги. Класс! За то, что я такой честный, пытаюсь добиться правды и справедливости, меня еще и наказали. Кому нужна правда и честность?!
Сейчас мы ведем диалог с УФНС о расширении услуг, прописанных в патенте организации обрядовых мероприятий, либо о введении нового патента специально для event-организаторов с образованием ИП. Только в этой ситуации я чувствую себя в очередной раз Дон Кихотом в борьбе с ветряными мельницами системы. В одиночку ничего не решить. Про ООО мы не говорим. Там только система упрощенного налогообложения и деятельность ООО не подразумевает оборот наличных денежных средств, которые так любят артисты, фотографы, декораторы и т.д. У меня было ООО, я его закрыл.
Первыми в зоне риска оказываются event-агентства, потому что они оплачивают работу артистов и подрядчиков наличными. Есть артисты с образование юридического лица. Но их очень мало. В большинстве своем это фрилансеры, работу которых нужно оплатить наличными. Есть два варианта как это сделать – либо за минусом 10% агентского вознаграждения, либо за минусом 13% подоходного налога по закону с заключением договора. Иначе работать просто невыгодно.
И при этом далеко не все артисты хотят платить 10% агентских: «Вам надо, вы накручивайте сверху и продавайте. Я со своего гонорара вычитать ваш процент не буду». Почему артисты не хотят платить? Я предполагаю, что дело либо в недостатке знаний, либо в недоверии и обиде за чересчур наглые «накрутки» некоторых агентств, либо в чрезмерном эго. «Я крутой, меня и так закажут, я не вижу конкурентов». Так и хочется спросить – в голове ничего не перепуталось? Фактически я ваш «головняк» взял на себя. Как этого понять не могут? Я нашел артисту работу. Ее могло и не быть. Многие артисты систему взаимоотношений заказчик-агентство-артист почему-то неправильно понимают. Думают, что их выбрал заказчик. Нет, ребята. Для вас как артиста, фотографа, декоратора агентство (!) является работодателем. То, что у меня есть заказчик, это моя заслуга. Я потратил время (иногда на это уходит до двух лет попыток), чтобы выиграть тендер. Я разработал концепцию, написал сценарий, подобрал подходящих исполнителей. Чтобы найти работу для артиста, выполнил работу менеджера по продажам, креативного директора, сценариста, курьера, концертного директора, бухгалтера, технического консультанта. Как агент сделал массу работы. Просто так отдаю эту работу человеку, который не хочет мне платить. Где логика?
Так происходит еще и потому, что нет доверия агентствам из-за дикой системы, которая процветала в 90-х и первой половине 2000-х. Это были времена сверхдоходов от мероприятий, когда не было интернет-каталогов артистов – никто не знал их номера телефонов. Агентства собирали базу контактов лучших артистов годами и перепродавали ее, накручивая сверху. Они имели на это право, потому что это их информационный капитал, которым они распоряжались, как считали нужным. Время безумных заработков прошло. Сейчас все контакты есть в интернете. Гонорар любого исполнителя, подрядчика можно проверить, позвонив ему напрямую. Накручивать смету за счет артистов – это значит поставить свою репутацию и бизнес под удар.
Время идет, все меняется. Понятие «праздничное» сменилось на четко определяемое «event» и «wedding» агентство. Главным достоинством организатора сейчас является ИДЕЯ, позволяющая максимально эффективно решить поставленные заказчиком задачи, и грамотная ее РЕАЛИЗАЦИЯ в жизнь с учетом предложенного бюджета! Идеология и структура работы изменилась. Заказчик, хоть и с трудом, но тоже приходит к этому пониманию и перестает заниматься самостоятельной организацией мероприятий, доверяя профессионалам. Мы все – хотим это осознавать или нет – занимаемся бизнесом. В данном ключе – шоу-бизнесом. А бизнес не приемлет шаблонов и отсутствия векторов развития.
Я когда-то сам был цирковым артистом. Помимо гастролей Росгосцирка мы заключали контракты с зарубежными цирками самостоятельно через импресарио – человека, представляющего интересы исполнителей. Он брал на себя переговоры с заказчиком, обсуждал условия, делал нам визы, составлял контракт – одним словом, предоставлял нам работу. Он мог продать кого-то другого, но он предлагал именно нас. И мы ему за это платили – 10-20% от своего гонорара. Это была и есть нормальная, естественная схема работы во всем мире – все понимали кто за что платит и что получает. Так почему у нас не так?!
Конечно, есть артисты, которые понимают смысл агентского вознаграждения. И платят даже не 10%, а 15-20%. Я с удовольствием с ними работаю и благодарен им за понимание процесса. Когда все исполнители и подрядчики придут к этому, у агентства будет большой выбор. Тогда артисты опять начнут стимулировать агентства, чтобы продавали именно их, и будут предлагать уже больше 10% от своего гонорара. И это будет выражением именно БЛАГОДАРНОСТИ, а не способом решить чьи-то «головняки». Принцип благодарности я уже не раз проверил на себе. Если меня кто-то рекомендует и в результате появляется заказ, я благодарю этого человека и отдаю ему 10% от своего гонорара. А многим организаторам я плачу по 15% за комфорт, спокойствие и заботу на мероприятии. Чем больше я стал платить, тем больше мне стало это возвращаться в виде работы. Главное, благодарить искренне, с удовольствием и улыбкой!
P.S.: Данная статья является частным мнением, а, стало быть, имеет оттенок субъективности без призыва к революции. Выбор и ответственность за него всегда лежит только на человеке и ни на ком другом. Всем любви и честности!
Мнение о честности, нежелании платить и благодарности записала Наталья Манько
Комментарии
"Я бы и рад заплатить, было бы за что" (с) Не помню кто
Видимо, это хорошее агентство. Увы, у нас это редкость. Как показывает практика - большинство агентств не заморачиваются ни концепцией, ни сценарием - а просто и незатейливо впаривают ведущих и артистов заказчику, платя непосредственным исполнителем гроши. Мне ведущие говорили, что при ценнике в 15 тыр за вечер (случайно узнала от гостей праздника) ведущая получала на руки 7, а то и 5 тыр. Шоу-балет продавали заказчику за 10 - им платили 4. Нормально? - Нет!
Поэтому сотрудничать с большинством агентств нет ни малейшего желания. Я лучше сама проведу вечер, а бонусом к заказу бесплатно или за пару тыщ сверху подберу артистов на праздник и не буду краснеть перед заказчиком за качество их работы (т.к. я выберу и порекомендую только проверенные коллективы).