Какой нынче кавер? Часть 1
Вход
Регистрация

Какой нынче кавер? Часть 1

25.09.2014
7551
#Артисты

Мода на каверы и их исполнителей не поддается времени. Они были популярны 40 лет назад, они популярны до сих пор. Приглашенный на то или иное мероприятие музыкальный коллектив – это в большинстве своем кавер-группа. Artist.ru не мог пройти мимо столь значительного и представительного сегмента музыкантов. Нам захотелось узнать, почему с каждым годом артистов в этом жанре становится больше, в каком ключе сегодня развиваются кавер-группы, что больше востребовано зрителями – перепевки один в один или оригинальные версии хитов, как воспринимает публика собственное творчество групп и многое другое. Мы пригласили к диалогу несколько профессиональных кавер-групп – New Family, «План-Б», SkaЧай Covers Band, «Каникулы» и СУХОВ Band. Пообщавшись с их лидерами, у нас сложилось некое представление – что же представляют собой нынешние кавер-группы и какой продукт они предлагают зрителям.


Перепевать нельзя по-своему

Напомним, что под кавер-версией понимают авторскую музыкальную композицию (как правило, хит), исполненный другим музыкантом или коллективом. При этом первоначальный музыкальный материал может быть сохранен полностью, или в него могут быть внесены некоторые изменения. Получается, что у кавер-групп два основных направления развития – перепевать известную песню один в один или сделать ее по-своему. Какая тенденция преобладает сегодня, расскажут наши эксперты.

По словам Александра Богомова, лидера группы New Family, коллектив использует оба варианта. «Некоторые песни настолько хорошо аранжированы изначально, что мы стараемся не вносить изменений в ткань аранжировки. Но так как формат мероприятий различается, многие танцевальные треки мы переаранжируем в стиле лаундж, джаз, босса-нова. Если раньше часто говорили, что публика – дура, то сейчас это высказывание однозначно неверное. Около 90% процентов кавер-групп играют в пивных ресторанах, малобюджетных свадьбах и корпоративах, где и сегмент людей подбирается соответствующий. Эта ниша переполнена любительскими коллективами, играющими «Трава у дома» или «Перекресток семи дорог». Всё это создает большую конкуренцию внутри ниши, где ценовой демпинг – основной инструмент».

Лидер кавер-группы «План-Б» Константин Дубинкин говорит, что коллектив старается максимально соединить оба этих параллельных направления там, где это возможно. Конечно же, с учетом публики, типа мероприятия и места его проведения. «С одной стороны, есть старожилы-меломаны, для которых очень важно услышать правильное звучание, знакомое с давних пор и глубоко сидящее в сердце. С другой стороны, есть молодое поколение, которому непринципиально услышать подлинное исполнение. Для этой аудитории важнее «танцевальность и драйвовость». Мы же больше меломаны и сами любим песни, которые исполняем. Хотим слышать их в знакомых с детства аранжировках больше, чем привносить что-то свое в давно устоявшиеся в сознании хиты».

Поддерживает коллег в максимально близком к оригиналу исполнении каверов и Антон Сухов, основатель коллектива «СУХОВ Band». В 90% случаях группа играет именно такую музыку.
По мнению Антона, над некоторыми песнями вполне можно поэкспериментировать, например, сделать композицию более танцевальной. Но самое главное, чтобы гости поняли – что это за песня. «Какое из двух направлений сегодня больше востребовано сказать сложно. Каждое мероприятие и публика в полной мере самобытны и уникальны. Поэтому для нас индивидуальный подход к заказчику – наиболее оптимальное решение».

Дмитрий Султанов, лидер группы SkaЧай Covers Band, считает, что будущее за группами, которые преподносят хиты в собственном, неповторимом звучании. «Создание своей аранжировки, на мой взгляд, приравнивается почти к авторской композиции. Наш коллектив на данном этапе занимает нишу групп-«перепевок». Без изменений, конечно, не обходится, но назвать это полноценным кавером нельзя. В дальнейшем планируем развиваться именно в направлении авторского исполнения популярных песен».

 

В том, что нужно удивлять слушателя и искать оригинальный подход к материалу, согласен и Евгений Семенов, лидер группы «Каникулы». «Перепевать один в один скучно, да и не всегда получается. Как ни крути, в песне появляется ваше настроение. В основном каверы делаются на композиции, которые проверены временем, и уже немного затерлись. Поэтому наша задача – удивить другой, новой подачей. В клубах, барах, ресторанах есть больше возможностей для экспериментов. На корпоративах все-таки стараемся следовать пожеланиям заказчиков и выбирать подходящий репертуар, если они не сделали это за нас».

 

По моему хотению, по моему велению

Исполнение известных песен – будь то подлинное или авторское – не единственный путь для кавер-групп. Многие из них имеют возможность и желание заниматься собственным творчеством, которое публика принимает на «ура».

«Ничто не мешает кавер-группам уделять внимание своему творчеству. Совсем другое дело – его восприятие в одном русле с каверами, а это не самая простая задача. В конечном счете, органично могут звучать те авторские композиции, которые удачно вписываются в рамки общего репертуара. На наш взгляд, оптимальное решение здесь – две-три свои песни на часовую программу, идеально подходящие под формат мероприятия. Но надо четко понимать в каких ситуациях это уместно, а в каких нет. Безусловно, бывают моменты, когда гости сами чуть ли не требуют собственных песен коллектива. Это хорошая возможность для презентации. Но при этом крайне важно выдержать уровень кавер-версий, которые исполнялись до – чтобы все выступление было на одной волне», – делится опытом Антон Сухов («СУХОВ Band»).

По словам Дмитрия Султанова (SkaЧай Covers Band), «если ты изначально делаешь только свое, ты всегда в выгодном положении. Если делаешь это хорошо, тебя любят, слушают. Сложнее тем, кто совмещает каверы и авторскую программу. Наш коллектив делает свои композиции и будет делать дальше. Каверы – это композиции повседневного потребления: съел, переварил и забыл. С авторской музыкой по-другому. Она то забывается, то появляется снова. Ее обязательно кто-то слушает и, главное, ценит. Сейчас есть заведения, которые платят гонорары за авторскую музыку. И это приятно, когда она приносит не только душевное удовлетворение, но предоставляет материальную базу для дальнейшего развития».

Александр Богомолов (New Family) считает, что маневры для собственного творчества у кавер-групп есть. Только надо всегда помнить про публику, для которой собираетесь творить. «Могу однозначно сказать, что реакция на авторскую музыку нашей группы в сегменте luxury всегда положительная. Она сопоставима с тем, как принимают знаменитый кавер. Здесь важен принцип сегментарности зрителя, а также стиль авторской музыки. Малознакомые широкому зрителю и не имеющие ротации в масс-медиа композиции, к примеру, в пивоварне какого-нибудь северного города не будет иметь успеха. Там нужно «жечь!», чтобы народ плясал и был доволен. Другой случай – презентация автомобиля представительского класса. Изысканная публика попивает мартини, притопывает ногой и благосклонно слушает авторский лаундж, соул, фанки, хип-хоп. Мало хлопают, веселья нет. А потом звонят нам десятками и просят выступить у них. Или хотя бы интересуются, где можно скачать авторскую музыку».


Как видно из мнений музыкантов, репертуар кавер-групп может быть довольно разнообразен. Есть место как для проверенных временем хитов, так и для своей музыки. Во второй части статьи мы продолжим обсуждать с нашими экспертами творчество и популярность кавер-групп. Вас ждут интересные мнения. Не пропустите!


Диалог с кавер-группами вела Наталья Манько

Комментарии

Анна Беляева
26.09.2014
Интересно, а как обстоит дело с соблюдением авторских прав?
В начале 80х мой отец с друзьями в составе ВИА и играли в ресторанах, и на каждое выступление составлялся список композиций с авторами, и ресторан отчислял процент с прибыли в комитет по авторскому праву, который в свою очередь отчислял авторам. Этот закон, насколько я знаю, существует по сей день, и в Европе, Америке он соблюдается, нельзя просто так спеть чужую песню без соответствующего разрешения или отчисления.
А соблюдается ли этот закон у нас? Сталкиваются ли кавер-группы с таким вопросом, выступая в публичных заведениях и исполняя чужие песни в коммерческих целях? Или про авторское право у нас "умалчивается"?
Виктор Русинов
27.09.2014
Я в своё время часто выступал в клубах и ресторанах со своей кавер группой Дети Цветов. Хочу сказать, что с авторскими правами дела ни как не обстоят. С нас ни кто не требовал ни каких отчислений.

Работа в пивных ресторанах - это работа за копейки, а работа на корпоративах и свадьбах бывала очень редко - в декабре только можно было что-то заработать прилично. В месяц каждый из нас музыкантов зарабатывал максимум по 100000 рублей в месяц. Такое нищенское существование ни кого не устраивало. Поэтому мы решили, что зарабатывать только музыкой мы не будем. Слишком много приходилось тратить денег на пиар, иначе ни кто бы о нас не узнал.

Сейчас мы выступаем редко и только за приличные гонорары. А живём за счёт другого бизнеса. Каждый из нас имеет помимо музыкального образования ещё другое, например у меня своя школа гитаристов, у певицы частная школа бальных танцев, у барабанщика строительный бизнес, бас-гитаристка работает врачом в частной клинике.

Не благодарный это труд - быть кавер группой.
Ведущий Павел Здравомыслов
2.10.2014
С интересом прочитал, спасибо автору и музыкантам! Что касается авторских отчислений, то за них должен париться не исполнитель, а организатор мероприятия.
Кавер- стёб- бэнд "ОтделКа"
4.10.2014
Внимательно прочитал статью и комментарии. Как я понял, есть три проблемы которые волнуют:
1. Авторские
2. Как играть
3. «А деньги где?»
Выскажу своё мнение, которое может, конечно же, отличаться от мнения других.

Пункт 1 Авторские. Авторские должны платить все, и кафе, и исполнители. Так по закону. Но мы нашли лазейку. Мы делаем рок-пародии. А по закону при исполнении пародий не нужно спрашивать разрешения и отчислять гонорар.

Пункт 2 Многие считают, что кавер, это сыгранное нота в ноту произведение. Не спорю, так можно показать свою крутизну и профессионализм. Но, возникает «Но». В сравнении с оригиналом возможно выиграть? И не будет ли клон «лучше»? Нам легче, мы обязаны делать авторские аранжировки. Причём у меня проблема с английским, я учил немецкий, и мы все песни исполняем на русском языке. При этом мы рок-песни можем разбавить дискотой, а попсу «тяжёлым» роком.

Пункт 3 Денежный вопрос испортил много групп, как квартирный вопрос испортил москвичей. Конечно хочется получать на уровне Киркорова….., но опять же «НО». Певцам поющим попсу на свадьбах и дэнсингах намного проще. Ну проще в плане – скачал минус, две колонки достаточно, мобильность. А нам приходится таскать кучу аппарата, причём часто мне всё это делать нужно одному. И если бы не любовь к музыке……, и не основной работе, забросил бы всё. И потом, у нас на первом плане музыка, а только на втором гонорар.

Я ещё раз говорю – это моё мнение, которое может расходиться с мнением других.
Всем РОК.
Песенные Тексты Песенные
16.09.2016
В шоке от комментария Русинова - "... каждый из музыкантов зарабатывал максимум 100000 рублей в месяц. Такое нищенское существование никого не устраивало...". Господа, вы зажрались??? Для вас 100 тыс. в месяц - это "нищенское существование"????

О проекте

Copyright Artist.ru, 2010 - 2024 Все права защищены.
При использовании информации с сайта Artist.ru активная ссылка обязательна.
Политика конфиденциальности

Разделы сайта

Мобильное приложение





Мы в социальных сетях